п»ї
Advertisement
 
Advertisement
 
 

 <<   Май 2018   >>

ПВСЧПСВ
 

  1

  2

  3

  4

  5

  6

  7

  8

  9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

 
SVTechie ESL

Крест Евфросинии Полоцкой

Крест Евфросинии Полоцкой

Крест изготовлен в 1161 году по заказу преподобной Евфросинии Полоцкой талантливым матером-ювелиром Лазарем Богшей. Преподобная подарила его Спасской церкви и оставила завет, чтобы Крест всегда находился в Спасо-Преображенском монастыре.

Крест, украшенный многочисленными перегородчатыми эмалями,- этапное произведение прикладного искусства Древней Руси. На пластинах креста помещена пространная надпись. В ней сообщается, из каких материалов, когда сделан крест, сколько он стоит, указано имя мастера. Изготовлен он был как ковчег для хранения христианских реликвий. Крест 6-конечный, высота 51,8 см., длина верхнего перекрестия 14 см., нижнего - 21 см. Основа из кипарисового дерева, сверху и снизу покрыт 21 золотой пластинкой с драгоценными камнями, орнаментом и 20 серебряными позолоченными пластинками; край передней стороны креста обрамлен ниткой жемчуга. Пластины передней стороны представляют собой иконописную композицию - великий, или расширенный деисус. На верхних концах креста поясные изображения Христа, Матери Божией, Иоанна Предтечи. В центре нижнего перекрестия - четыре евангелиста, на концах - архангелы Михаил и Гавриил. В нижней части креста, после перекрестия - небесные покровители заказчицы и ее родителей: святая Ефросиния Александрийская, святой великомученик Георгий и святая София. В верхнем перекрестии прикреплен небольшой 4-конечный, а в нижнем - 6-конечный крестики. На обратной стороне креста образы отцов церкви святого Иоанна Златоуста, святого Василия Великого, святого Григория Назианзина (Богослова), апостолов Петра и Павла, святого Стефана, святого Димитрия, святого Пантелеимона. Над каждым образком частично греческими, частично славянскими буквами сделаны надписи.

В середине Креста в пяти квадратных подписанных гнездах находились реликвии: кусочки креста Господня с каплями его крови, кусочек камня от гроба Божией Матери, частицы мощей святого Стефана и святого Пантелеимона, кровь святого Димитрия. Эти святые реликвии были доставлены в Полоцк специальной экспедицией, которую направила в Византию преподобная Ефросиния.
Внизу мелкая надпись с именем автора: "Господи помози рабу своему Лазарю, нареченному Богъши, съделавъшему крестъ сии церкви святого Спаса и Офросиньи". На боковых торцах креста по спирали в два ряда была помещена большая завещательная надпись.

Судьба этой исключительной христианской святыни также исключительна. Сначала Крест находился в церкви игуменьи Ефросинии. В XIII в. он был перевезен захватившими Полоцк смоленскими князьями в Смоленск. После перемещался в разные места в зависимости от смены исторических событий. В 1841 г. Крест, после пребывания в Москве и Петербурге был доставлен в Полоцк. Крестный ход от Софийского собора в отремонтированный собор Спасо-Ефросиньевского монастыря свидетельствовал, что святая реликвия вернулась на то место, которое определила Кресту игуменья Ефросиния. Здесь православной святыне надлежало находиться почти 90 лет.

В 1928 г. директор Белорусского государственного музея выезжал с экспедицией в Полоцк, с целью найти реликвию. Крест был найден в местном финотделе и перевезен в Минск. В те года намечалось перенести столицу Беларуси в Могилев. Туда и попал в 1929 г. Крест преподобной Ефросинии Полоцкой - он находился в комнате-сейфе Могилевского обкома и горкома партии. Началась Отечественная война 1941 г. В растерянности и спешке вывозилось оборудование заводов. Музейные ценности, вероятно, не спасали. Крест бесследно исчез. Все дальнейшие усилия его разыскать не дали результата.

Во время празднования тысячелетия Полоцкой епархии и Православной церкви на Беларуси (1992) было решено всеправославную святыню восстановить. По благословению Иерусалимского Патриарха Диадора II и Патриаршего Экзарха всея Беларуси митрополита Филарета началась кропотливая и ответственная работа. Воссоздать святыню поручили брестскому ювелиру-эмалировщику, члену Союза художников Республики Беларусь Николаю Петровичу Кузьмичу. С Божьей милостью и помощью преодолевались большие трудности. Была восстановлена утраченная, казалось, навсегда техника перегородчатой эмали. Светскому художнику Николаю Кузьмичу было необходимо, по его словам, преодолеть и обычные человеческие искушения, и пройти духовное очищение. На этом нелегком пути с ним «были Господь Бог и Ефросиния Полоцкая».

В восстановлении Креста дело Божье объединилось с делом людским, ибо после десятилетий разгула воинственного атеизма чувствовалась большая потребность в духовной жизни, обращенной к христианским ценностям. "Крест в истории был символом белорусской святости и даже государственности, - отметил во время рабочего заседания научно-консультативной группы в 1996 г. в Бресте Владыка Филарет, - ибо создавался он как средство объединения славянских племен: Крест должен был, по идее преподобной Ефросинии, объединить враждовавшие временами родственные племена. Поэтому это - символ победы добра над злом, символ единства, потому что победа добра над злом есть результат единства сил добра". В 1997 г. восстановленный древний Крест преподобной Ефросинии Полоцкой был освящен в Свято-Симеоновском соборе г. Бреста, а потом положен в храме Преображения Господнего в Полоцком Спасо-Ефросиньевском монастыре для коленопреклоненных молитв перед ним за Церковь, за весь мир и за Отечество.

 

 
 
   
Advertisement