п»ї
Advertisement
 
Advertisement
 
 

 <<   Апрель 2017   >>

ПВСЧПСВ
 

  1

  2

  3

  4

  5

  6

  7

  8

  9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

Techies Resources Behavioral Synthesis

Полоцкая епархия

Полоцк. Кафедральный собор

Полоцкое княжество по своим размерам соответствовало таким тогдашним странам, как герцогство Баварское или королевство Португальское. Княжество насчитывало десятка полтора городов: Витебск, Менск, Орша, Заславль, Борисов, Браслав, Лукомль, Логойск. Власть Полоцка распространялась на нижнее Подвинье до самого Балтийского моря. Это значит, что Полоцкое княжество было морской державой.

В X - XIII вв. Полоцкой землей владела княжеская династия Рогволодовичей. Сохранились свидетельства, что дочь самого прославленного из полоцких князей, Всеслава Чародея, стала женой императора Алексея Комнина.

На востоке Полоцкая земля граничила с другим сильным княжеством, созданным кривичами, - Смоленским; на юге - с Туровским, возникшим на землях дреговичей. Белорусские земли уже в X в. стали частью христианского мира. Полоцкая епископская кафедра была основана в 992 г.

Можно предположить, что христианская община в Полоцке возникла в результате проповеди, с которой приходила сюда равноапостольная княгиня Ольга. При раскопках на месте возведенного в XI в. каменного Софийского собора было обнаружено большое пожарище. Вполне вероятно, это были остатки деревянного храма, сгоревшего еще во время пожара 975 г., при взятии Полоцка войсками князя Владимира. О первых шагах христианства на полотчине повествует и скандинавская "Сага о крещении", рассказывающая о святом Торвальде, крестившем в 1000 г. исландские земли. Возвращаясь из паломничества в Иерусалим и Константинополь, он скончался неподалеку от Полоцка, в монастыре, где и был погребен при храме святого Иоанна Предтечи.

Христианство на белорусских землях утверждалось ненасильственно, постепенно. Новая вера еще очень долгое время мирно сосуществовала с древним языческим мироощущением. Вместе с тем, крестившись по греческому обряду, предки белорусов не ощущали враждебности к верующим-латинянам. В XII в. в Полоцком княжестве продолжали распространяться жизнеописания римских святых. "Родом римлянин" был белорусский святой Меркурий Смоленский.

В XII - XIII вв. древние белорусские княжества по уровню развития образования, книжного дела, архитектуры и других областей культуры ничем не уступали соседним европейским государствам. Полоцкого князя Изяслава, сына Рогнеды, летописи называют первым "князем-книжником" на восточнославянских землях, а его печать наряду с надписью на сосуде, найденном под Смоленском, - первые свидетельства кириллической письменности в этом регионе.

Просветители древней Беларуси Евфросиния Полоцкая, Кирилл Туровский и Климент Смолятич стали звездами первой величины на небосклоне культурной жизни всей Восточной Европы. Туровское Евангелие XI в., а также созданные в XII в. жизнеописания Евфросинии Полоцкой и Кирилла Туровского считаются одними из древнейших оригинальных памятников письменности восточных славян. В Полоцке сложилась самобытная школа зодчества. Ее высочайшим достижением стала построенная в середине XII в. зодчим Иоанном Спасовская церковь, ставшая местом паломничества верующих и просто туристов из многих стран.

К XIV в. Полоцкая земля входит в состав Литовско-русского государства. Согласно Люблинской унии 1569 года Литва и Польша объединились в единое государство - Речь Посполитую. Пробыв несколько лет (1563 - 1579 гг.) и (1654 - 1657 гг.) под властью Московских царей, Полоцк оставался владением Польши до 1772 года. Наступили трагические времена для Православия. Войдя в состав Речи Посполитой, Православная Церковь была втянута в противоборство с Унией, которая насаждалась королевской властью и Римом.

В 1579 г. польский король Стефан Баторий призвал в Полоцк иезуитов и отдал им православные  церкви и монастыри города. Полоцкая епархия - одна из древнейших на Руси - перестала существовать. В 1596 г. в Бресте был созван собор, на котором провозгласили Унию католической и православной Церквей. Православные западной Руси не признали решения собора. Тогда началось насильственное обращение в унию с использованием всей мощи государства.

Духовными центрами Полоцкой архиепископии были монастыри, которых в середине XVI в. в Полоцке насчитывалось 15, в Витебске – 2, в Мстиславле - 3. Древнейшим из известных полоцких монастырей являлась Бельчицкая Борисо-Глебская обитель, основанная князем Борисом Всеславичем в конце XI – начале XII века в предместье Полоцка – Бельчицах. К сожалению, храмы этого монастыря окончательно были разрушены в 50-е гг. ХХ в. Первые Полоцко-Витебские епископы Григорий Загорский и Гедеон Брольницкий избегали насаждения унии силой. Однако их последователь, архиепископ Иосафат Кунцевич, поставил цель подчинить себе все православные приходы Полоцкой епархии. Православным было запрещено служить в церквях, нельзя было проводить крещения и отпевания. Церковь силой очищалась от непокорного духовенства и народа. Православные, построили себе на Заручевье и за Двиной, против Успенской церкви, шалаши, в которых и совершались богослужения.

В 1633 году православные добились основания единственной на белорусских землях Могилевской епископской кафедры, под архипастырскую опеку которой попали и православные Полоцкого и Витебского воеводств.

В 1676 г. правительство Польши решило окончательно истребить православную веру в Западной Руси. Уния была провозглашена единственной законной церковью, кроме католической, в пределах Речи Посполитой. Началось тотальное преследование Православия. На Унию в Польше смотрели лишь как на переходную ступень к католицизму.

Православие казалось навсегда изгнанным из земли Полоцкой, «дети умирали без крещения, а мужья с женами жили без благословения». Но даже в те годы, когда православие  Белоруссии казались погибшими навсегда, память о святой жизни преподобной Евфросинии православной по вере, давала жителям земли Полоцкой силу сохранить свою православную веру. С целью защиты веры и прав православных, наиболее активная часть населения организовывалась в братства.

В 1635 г., после неоднократного поражения польских войск от гетмана Б. Хмельницкого, король Ян-Казимир с помощью Зборовского мирного договора, обязал унию в Польше и княжестве Литовском искоренить. Было постановлено: "захваченную униатами Витебскую епархию подчинить митрополиту Киевскому и возвратить православным отобранную у них церковь за городом - Святого Духа". Но все это было сделано на словах. Только усилия Екатерины II заставили в 1768 г. уравнять права православных и прекратить гонения их.

После присоединения всей Витебщины к России была ликвидирована Полоцкая униатская епархия и началось постепенное возвращение насильно обращенных униатов в Православие. Завершающим актом воссоединения с Православной церковью стал Полоцкий собор греко-униатских епископов 1839 г. В этом же году местопребывание Полоцкого епископа было заменено на Витебск. Первым епископом Полоцким и Витебским стал Василий Лужинский (1840-1866 гг.). С 1843 года кафедральным собором архиепископов Полоцких и Витебских стал собор в честь святителя и чудотворца Николая.

После первой мировой войны большевистской властью стали уничтожаться православные святыни. Так, в 1921 г. вместе с другими церковными ценностями была конфискована, осквернена и направлена на атеистическую выставку в Москве серебряная рака прп. Ефросинии. Конфискован и её святой крест, не найденный до настоящего времени. В 1936 г. был окончательно уничтожен Борисо-Глебский монастырь с его уникальными фресками XII в.

Во время Отечественной войны возобновилось богослужение в Полоцком Софийском соборе. После Отечественной войны в связи с активизацией антирелигиозной политики в 1960 г. был закрыт Полоцкий Свято-Преображенский монастырь, насельницы  были приняты под крыло Жировичской обители.

Обновление церковной жизни началось только в конце 1980-х гг. В 1989 г. епископскую кафедру получил епископ Дмитрий (Дроздов) с титулом «Полоцкий и Витебский». В 1992 кафедра переименована в Полоцкую и Глубокскую. Кафедральный город - Полоцк. Кафедральные соборы - Богоявленский (Полоцк), Богородице-Рождественский (Глубокое).


Почитаемые святыни:

  • Крест преподобной Евфросинии Полоцкой в Спасо-Преображенском храме Спасо-Евфросиниевского Полоцкого женского монастыря
  • Красностокская икона Божией Матери в Полоцкой в Спасо-Преображенском храме Спасо-Евфросиниевского Полоцкого женского монастыря
  • Икона Божией Матери "Достойно есть" в Глубокском Свято-Рождество-Богородичном кафедральном соборе
  • Икона Божией Матери "Одигитрия" в Свято-Воскресенской церкви городского поселка Дисна Мирского района
 
< Пред.   След. >
 
   
Advertisement
Rating All.BY