п»ї
Advertisement
 
Advertisement
 
 

 <<   Октябрь 2017   >>

ПВСЧПСВ
 

  1

  2

  3

  4

  5

  6

  7

  8

  9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

 
VLSI High Level Synthesis

Туровская епархия

Мозырь. Кафедральный собор

Туровская епархия – одна из самых древних на Белой Руси (вторая после Полоцкой) и включала в себя обширную территорию. Если время основания Полоцкой епархии - 992 г. - не вызывает особых разногласий у историков, то обстоятельства возникновения Туровской епархии не совсем ясны. Так, историк П.Ф. Лысенко относит возникновение епархии к 992 г., а не к 1005 г., как это принято.

Исследователь строит свое предположение, основываясь на особенностях геополитического положения Туровского княжества, дающего возможность удобного выхода в Западную Европу. Поэтому киевский князь после принятия христианства в 988 г. присылает на туровский престол своего старшего сына Святополка. Вполне вероятно, что Святополк еще не мог самостоятельно управлять княжеством (ему было не более 10-12 лет) и при нем находился епископ - Владыка, имя которого не сохранилось, но при котором и была создана Туровская епархия. Можно предположить также, что христианство не сразу утвердилось на Туровской земле. Сохранилась легенда о том, что по Припяти к Турову приплыли каменные кресты из Киева, и река была красна от крови. Кресты и сегодня есть в Турове, являясь одной из его достопримечательностей.

Однако с полной уверенностью можно говорить, что учреждение епископской кафедры в Турове не было актом случайным. Город со времени своего возникновения был не просто важным политическим, но и сакральным центром. Это отличало его от большинства других городов древней Беларуси, которые возникли благодаря развитию торговли, ремесел, как Полоцк и Витебск, либо выполнению функций военных фортпостов, как Заславль или Новогородок.  Её история неразрывно связана со становлением белорусской государственности, формированием духовности и культуры белорусов. С конца Х в. Туров стал политическим и религиозно-культурным центром княжества. Во время княжения в Турове Святополка (988–1015), с участием его жены гречанки Варвары, в Турове христианская вера значительно расширилась, строились деревянные церкви, был основан, согласно с преданием, женский монастырь, который находился на месте, где впоследствии возникло поселение Черницы. Есть косвенные упоминания о мужском монастыре в Сторожовцах.

Территория Туровской епархии охватывала территории, принадлежащие ныне к Минской, Гомельской, Гродненской и Брестской областям. В 1241 г. кафедра была перенесена в Пинск, титул правящих архиереев был «Туровский и Пинский». Двое из Туровских святителей — епископ Кирилл ІІ и его преемник епископ Лаврентий - получили церковное прославление и были причислены церковью к числу угодников Божих. Особенно глубоко почитается местными жителями епископ Туровский Кирилл, день памяти которого (28 апреля/11 мая) традиционно является духовным и государственным праздником всего Полесья. С монастырями древней туровской епархии были связаны и первое на Руси "Туровское Евангелие" и "Поучения" св. Кирилла Туровского.

Во 2 половине ХІІ в. Туровское княжество, распавшись на более мелкие уделы, постепенно потеряло своё могущество. В ХІІ в. на городище был возведён большой каменный храм, где, видимо, и покоились первые Туровские епископы. Позднее каменная церковь была построена и в окольном городе. О распространении христианства свидетельствуют найденные на туровском городище уникальные свинцовые рельефные иконки Пресвятой Богородицы и Святых, бронзовая иконка ХІІІ века, а также многочисленные каменные кресты, найденные в Турове и в окружающих деревнях. Они символизировали преданность новой вере и глубоко почитались местным населением.

Прогрессивную просветительскую роль играли монастыри. В их стенах переписывались книги, расходившиеся затем по княжеским и церковным библиотекам, велись летописи, воспитывались проповедники, писатели, существовали школы. Исследователи соглашаются в мнении, что Туров в X-XII вв. ни по величию, ни по государственному влиянию, ни по просвещению не уступал Полоцку, Новгороду и Киеву.

В 1241 г. в результате опустошительного набега татар Туров, в котором насчитывалось около 50 церквей и монастырей, был сожжён дотла.

В конце ХІІІ – нач. XIV вв. Туров вошёл в состав Великого княжества Литовского и на протяжении веков принадлежал разным княжеским родам. В XVI в. в Турове, по свидетельству некоторых источников, было 70 церквей, продолжал действовать древний Борисо-Глебский монастырь. По великой вере Православным были явлены чудотворные иконы Божией Матери Конковичская и Васьковская (Мозырский уезд).  Лаврентьевская летопись сообщает, что в Турове к концу XVI века было до 80 церквей. Для небольшого города, каким был в то время Туров, давно переставший быть столицей княжества, это число храмов весьма велико.

В акте подписания Брестской унии 1596 г. принял участие и епископ Пинский и Туровский Леонтий Пельчицкий, после чего православная Пинско-Туровская епархия перестала существовать. Но православные жители Туровщины и Пинщины отказались подчиниться униатам и добились поставления в Туров православных епископов, которые действовали одновременно с униатскими. Документы свидетельствуют, что до конца XVIII в. в Турове и близлежащих приходах не было почти униатских церквей. Было создано православное братство и открыта школа при монастыре. Огромную поддержку оказывал православным князь Константин Острожский, который построил здесь церковь и основал школу.

В 1609 г. князем Адамом Вишневецким и его женой Александрой Ходасевич были основаны Спасо-Преображенский мужской и Свято-Благовещенский женский монастыри в Селец-Брагине. После восстановления Киевской православной митрополии (1633 г.), к митрополичьей епархии относились и православные церкви и монастыри Туровщины.

В Мозыре большее влияние имели уния и католицизм. В XVII в. здесь было построено три католических костёла, действовала иезуитская миссия со школой. В 1720 г. был основан базилианский Суховичский монастырь в Мозырском уезде. Если в начале XVIII в. в Мозырской протопопии продолжали действовать 50 православных церквей, то в 1747 г. их осталось только 7. Все православные храмы в древнем Турове были переданы униатам.

После второго раздела Речи Посполитой Туров вошёл в состав России. В это время шёл постепенный переход униатов в Православие. В конце XIX – начале XX вв. Туров по уровню христианского благочестия резко выделялся на общем фоне Полесья, сохранившего во многих местах языческие обряды и верования. Небольшой город, в котором действовали четыре церкви и две часовни (Спасо-Преображенская, Свято-Ильинская, Рождество-Богородицкая, Свято-Николаевская, Петро-Павловская, Всехсвятская церкви, Бориса и Глеба), называли «второй Палестиной».

В конце ХІХ в. в Турове после пожара остались только Спасо-Преображенская, Свято-Ильинская и Всесвятская  церковь.

В 1922 г. после Поместного Собора Белорусской Православной церкви, была создана Мозырская епархия во главе с викарным епископом Иоанном (Пашиным), которая подчинялась Минско-Белорусской православной митрополии. В 1927 г. епископ Иоанн (Пашин) был безосновательно арестован и отправлен в концентрационный лагерь, где и умер. В 1920-1930-е гг. церкви массово закрывались, имущество конфисковывалось, а священники и активные верующие подвергались арестам, высылке и нередко лишались жизни. К 1939 г. на Туровщине не было ни одного действующего храма.

Тридцатые годы XX в. стали роковыми для православного Турова: все храмы, за исключением храма  Всех Святых и кладбищенской часовни во имя Бориса и Глеба на окраине города, были разрушены и сожжены. На восточной стороне горы стояла красивая Ильинская церковь, настоятель которой протоиерей Петр Король был расстрелян в застенках НКВД за исповедание веры, а храм был разрушен.

Ниже Замковой горы по другую стороны реки стояла приходская Спасо-Преображенская церковь. Именно в ней в 1866 г. были найдены фрагменты древнерусского Евангелия XI столетия (так называемое Туровское Евангелие), хранящиеся ныне в библиотеках США, Италии и Литвы. Церковь и почти весь ее бесценный архив сгорели в результате обстрела в 1939 г.

Возрождение Туровской епархии началось в 1992 г. Ныне Туровская епархия носит название Туровская и Мозырская и объединяет приходы и монастыри на территории Брагинского, Ельского, Житковичского, Калинковичского, Лельчицкого, Мозырского, Наровлянского, Октябрьского, Петриковского, Хойникского районов Гомельской области. Кафедральный город - Мозырь. Кафедральный собор - Свято-Михайловский (Мозырь).

 

 
< Пред.
 
   
Advertisement