п»ї
Advertisement
 
Advertisement
 
 

 <<   Июнь 2017   >>

ПВСЧПСВ
 

  1

  2

  3

  4

  5

  6

  7

  8

  9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

 
Blog ESL

Гродненская епархия

Гродно. Кафедральный собор

Зарождение Христианства в Принеманском крае неразрывно связано с крещением киевлян Великим князем Владимиром в 988 году. Позднее, он послал духовенство крестить жителей всех городов, находившихся под его властью. Польский историк XVI века М. Стрыйковский, сообщая о последствиях событий тех лет, писал: "...с того времени все русские народы находящиеся в Белой, Черной, восточной, полуночной и полуденной Руси, твердо и непоколебимо стоят в христианской вере, по обрядам и уставам греческим, под верховной властью Константинопольского патриарха".

С того времени киевские святители стали носить титул митрополитов, а Православная Церковь на Руси - Киевской митрополии. Соответственно этому, и епископы белорусских земель признавали верховную власть киевских митрополитов. Старейшими епархиями на Беларуси в то время были Полоцкая (992 г.) и Туровская (1005 год). К последней в начале XI века относились города "Пинск, Новогородок, Городень, Берестье, Волковыск" и др. Границы Туровской епархии простирались далеко на запад, охватывая всю Гродненщину, а также часть Волынщины. История не сохранила названий храмов, существовавших в Гродно со времен крещения, однако факт их наличия в 1183 году подтверждают летописные свидетельства. Нижняя и Верхняя церкви на Замковой горе и сохранившаяся Борисо-Глебская — убедительное доказательство связей города с Киевской Русью. Академик Покрышкин относил эти храмы к "первому, древнейшему периоду русской архитектуры".

Пока существовало Киевское государство, внутри митрополии не возникало раздоров, но с утратой его целостности, положение осложнилось. Русские области, имевшие самостоятельные княжества, стали создавать свои митрополии. Государи этих княжеств не желали, чтобы их подданные находились в церковной зависимости от враждебного государства. Этот мотив был признан Константинопольским патриархом достаточно серьезным, и поэтому ходатайства галичского и литовского князей о создании отдельных митрополий были удовлетворены.

После Кревской династической унии 1385 и политической Люблинской унии 1569 годов, католичество стало государственной религией, а положение Православной Церкви в Великом Княжестве Литовском несколько изменилось. Брестская церковная уния 1596 года фактически перевела жителей Беларуси в католичество восточного обряда. Оставшиеся верными Православию стали организовываться в церковные братства.

После первого раздела Речи Посполитой к Православной Церкви было присоединено 112 тысяч жителей Беларуси. Второй и третий разделы способствовали массовому переходу в православную веру. Окончательное воссоединение униатов с Православной Церковью состоялось в 1839 году. Российские государственные власти покровительствовали Православию в Принеманском крае. Немаловажным было и то, что в Гродно имел свою епископскую кафедру и постоянное местопребывание с 1848 года викарий Литовско – Виленской епархии епископ Брестский Игнатий Железовский. Гродненская епархия была учреждена в 1900 г. С образованием Гродненской епархии и до окончания Первой мировой войны во главе кафедры стояли следующие епископы: Иоаким (Левицкий), Никанор (Каменский), Михаил (Ермаков).

После Первой мировой войны Западная Белоруссия стала составной частью Польского государства. С 1918 по 1923 год во главе епархии находился владыка Владимир (Тихоницкий). В том же году на смену ему пришел епископ Алексий (Громадский). С 1934 и по 1936 годы во главе Гродненской кафедры находился епископ Антоний (Марценко). В 1936—1939 гг. Гродненскую епархию возглавлял епископ Савва (Советов).

Новый этап в жизни Гродненской епархии начался после воссоединения Западной Белоруссии с БССР. В октябре 1939 года новоустроенную Гродненско-Вилейскую епархию возглавил архиепископ Пантелеимон (Рожновский). Епископ Варсонофий (Гриневич) находился во главе епархии в 1945—1949 годы. В 1950—1951 годах Гродненскую кафедру возглавлял епископ Сергий (Ларин). В 50—60-е годы епархия была в непосредственном подчинении митрополита Минского и Белорусского Питирима (Свиридова) и Антония (Мельникова). С 1978 года, кафедра находилась в юрисдикции митрополита Минского и Гродненского Филарета (Вахромеева). С 1992 года Гродненскую кафедру возглавлял епископ Валентин (Мищук).

27 декабря 1995 года по указу Патриарха Московского и всея Руси Алексия II кафедра в Гродно обрела нового епископа – Владыку Артемия (Кищенко), который возглавляет епархию в настоящее время. Современный этап развития Православия на гродненщине отмечен активизацией приходской жизни, ростом числа приходов, возвращением верующим бывших церквей и монастырей, ремонтом и строительством новых храмов, благотворительной помощью, созданием воскресных школ, организацией библиотек, хоров, оживлением издательской деятельности. Христиане Гродненской епархии веруют в глубину и силу Православия и готовы словом и делом возрождать утерянную в людях за долгие годы атеизма духовность.

Гродненская епархия расположена на западе Республики Беларусь на территории восьми районов Гродненской области: Гродненского, Берестовицкого, Волковысского, Зельвенского, Мостовского, Свислочского и Щучинского и частично — Вороновского.

Кафедральный город — Гродно.

Кафедральные соборы — Покровский (Гродно), Никольский (Волковыск).

    
  

По материалам ссайта http://www.orthos.org/

 
< Пред.   След. >
 
   
Advertisement
Rating All.BY