п»ї
Advertisement
 
Advertisement
 
 

 <<   Июль 2017   >>

ПВСЧПСВ
 

  1

  2

  3

  4

  5

  6

  7

  8

  9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

 
Blog Technology

    Путь Православия на землях Белой Руси


Трудным и тернистым оказался путь Православия на землях Белой Руси. Немало испытаний и гонений выдержала Церковь Христова на протяжении многих столетий.

Крест Евфросинии Полоцкой

Христианство пришло на белорусскую землю вместе с крещением всей Руси в конце X в. Это было начало сложного и долговременного процесса христианизации огромного Древнерусского государства, государственного объединения восточно-славянских племен. Однако древнерусские предания связывают начало распространения слова Божия на Руси, в том числе и Белой, с апостолом Андреем. Не исключено, что задолго до официального принятия новой религии, уже во второй половине IX - середине X в. христианство было известно на белорусской земле. Участвуя вместе с дружинами русских князей в походах на Константинополь, ее воины не только знакомились с византийской цивилизацией, но и одновременно усваивали основы Православия. Источником знакомства населения древней Беларуси с христианством могла быть и Западная Европа, в том числе Скандинавия, с которой она находилось в оживленных торговых сношениях.

Можно предположить, что христианская община в Полоцке возникла в результате проповеди, с которой приходила сюда равноапостольная княгиня Ольга. При раскопках на месте возведенного в XI в. каменного Софийского собора было обнаружено большое пожарище. Вполне вероятно, это были остатки деревянного храма, сгоревшего еще во время пожара 975 г., при взятии Полоцка войсками князя Владимира. О первых шагах христианства на полотчине повествует и скандинавская «Сага о крещении», рассказывающая о святом Торвальде, крестившем в 1000 г. исландские земли. Возвращаясь из паломничества в Иерусалим и Константинополь, он скончался неподалеку от Полоцка, в монастыре, где и был погребен при храме святого Иоанна Предтечи.

Равноапостольная княгиня ОльгаДля укрепления новокрещеного населения в вере, для организации церковной жизни и дальнейшего распространения христианства в крупнейших княжеских центрах древней Беларуси были учреждены епископства, которые, как правило, совпадали с границами княжеств. Летописи называют такие древнейшие центры - Полоцкую и Туровскую епархии.

Летописи умалчивают о времени крещения полочан, кривичей, дреговичей и других славянских племен Руси. Многие летописи пропали в безвременье: погибли во время войн, пожаров и разных народных бедствий, которые в те времена были частыми. Этим объясняется, почему не сохранились древние летописи Полоцка, Турова и других церковных и культурных центров Беларуси.

Первая епископия в Беларуси была основана в 992 г. в Полоцке. Первый полоцкий епископ Мина, упоминаемый в летописи, был посвящен в этот сан в 1105 г. С 1411 г. полоцкие епископы часто величались архиепископами. Царь московский Иван Грозный, взявши Полоцк в 1563 г., поставил в нем своего епископа и величал его архиепископом. К полоцкой епископии принадлежали области Минская, Витебская, Мстиславльская и Могилевская. Впоследствии полоцким епископам подчинялись православные в г. Риге, где была церковь св. Николая.

 


XI и XII вв. – борьба и утверждение христианства
Преп. Евфросиния Полоцкая

Распространение христианства в западнорусских землях Древней Руси началось задолго до ее Крещения в 998 г. Истоки этого явления - в апостольском благовестии святого Андрея Первозванного. В земли Белой Руси - в Полоцкое княжество вера Христова шла через прямые контакты с Византией и Скандинавскими странами. Но решающим фактором ее утверждения стало крещение князя Владимира и киевлян в 988 г. Затем христианство приняла высшая знать Полоцка - приближенные князя Изяслава (сына святого равноапостольного Владимира), поставленного на княжение в Полоцке в 992 г. Именно эта дата стала началом бытия Полоцкой епархии и Православной Церкви в Беларуси.

Сущность средневековой культуры Беларуси определило Православие, связав ее с культурным миром всего славянства и других христианских народов Востока и Запада.

В 1182 г. по преданию была явлена чудотворная икона Божией Матери «Купятичская», а впоследствии на месте её явления возник православный мужской монастырь.

С принятием  христианства стали происходить глубокие внутренние процессы духовного возрождения. В сознании народа вырабатывались новые представления о жизни, новые идеи и понятия. В этом духовном самоусовершенствовании особенно выделялись религиозно настроенные люди, которые оставляли свои дома и уходили в уединенные места для молитвы и подвижнической жизни. Они становились монахами. В числе их были как знатные, так и простолюдины. Монашеская жизнь привлекала многих своею нравственной строгостью и молитвенным подвигом, чего не было в мирской жизни. Монастыри  играли большую роль в духовно-нравственном становлении белорусского народа. В каждом епископском городе был монастырь или даже несколько. Одним из первых монастырей на территории Беларуси следует считать монастырь в Изяславле, построенный княгиней Рогнедой, в котором она и приняла иночество под именем Анастасии. Почти при каждом монастыре размещались школы и библиотеки, велось летописание, составлялись жития святых.

Собор Белорусских СвятыхДуховная жизнь в Белой Руси XII в. зиждилась на таких столпах веры и великих подвижниках Православия, как святые:

Евфросиния Полоцкая - основательница Спасского монастыря в Полоцке († 1173 г. в Иерусалиме)

епископы Полоцкие - Мина († ок. 1116 г.), Дионисий († ок. 1182 г.), Симеон († ок. 1280 г.)

епископы Туровские - Кирилл († ок. 1183 г.) и Лаврентий

Елисей Лавришевский († 1250 г.) 

В Туровском Борисоглебском монастыре подвизался преподобный Мартин.

Святитель Кирилл - образованнейший человек своего времени, избранный за мудрость и благочестие на епископскую кафедру, еще при жизни удостоился именования "Златослова", русского "Златоуста".

 

XIII и XIV вв. – нашествие монголо-татар, разрушение и поругание многих храмов, падение нравственных устоев народа

В 1316  (1317) г. Константинопольский Патриархат учредил самостоятельную Литовскую митрополию. Однако уже в 1328 г. Московский митрополит всея Руси Феогност просил Константинопольского Патриарха не назначать в Литовскую митрополию особого правящего архиерея, ибо Московский Владыка вместе с Великим князем Иваном Калитой стремился объединить Русь под одним святительским омофором и единой княжеской властью.

Свв. Антоний, Евстафий и ИоаннВ этот период в 1347 г. трое придворных Великого князя Литовского Ольгерда - Антоний, Евстафий и Иоанн - приняли мученическую кончину по его приказу за исповедание православной веры. Для правящей элиты вера и принадлежность к Православию долго оставалась лишь аргументом и политическим обстоятельством в борьбе за власть и сферы влияния. В 1364 г. митрополит Московский Алексий установил во всей Русской Церкви празднование памяти святых Виленских мучеников, чьи мощи Господь благословил нетлением.

После кончины митрополита Московского и всея Руси Феогноста в 1353 г., великий князь Ольгерд уже через год добился открытия Литовской митрополии. Константинопольский Патриарх сделал этот шаг для предотвращения возможных смут и междоусобной войны между Литовскими и Московскими Великими князьями.

В 1382 г. сын Ольгерда Ягайло принял престол Польских королей, женившись на польской королевне. Папа Римский благословил этот брак при условии, что Ягайло примет католичество и приведет свой народ под власть Ватикана. Ягайло не замедлил принять это условие и, по договору с поляками, объявил католицизм государственной религией, а Православную Церковь лишил покровительства государства. 

Отсюда начался крестный путь народа Белой Руси, который на протяжении многих веков и по сей день пребывает на духовном, церковном и политическом рубеже между Святой Православной Русью и польским авангардом Ватикана в его постоянном стремлении на восток.

 
XV - начало XVI вв. – начало периода суровых испытаний для православных
Икона Божией Матери "Жировичская"

Но накануне суровых испытаний, постигших Православную Церковь, были явлены чудотворные иконы Пресвятой Богородицы на земле Белой Руси: 

в 1433 г. князю Андрею Саковичу была явлена чудотворная икона Груздовской Матери

в 1470 г. в ветвях дикой груши дети обрели каменную икону Божией Матери, получившую название Жировичской

в 1500 г. жители Минска свидетельствовали чудо обретения образа Приснодевы Марии на водах р. Свислочь; в том же году была явлена Новосверженская икона Божией Матери.

С тех пор многие иные чудотворные образы Пресвятой Богородицы являлись на Белорусских землях в разные исторические времена, благословляя и укрепляя православных жителей Беларуси в несении их жизненного креста.
    

 

Середина XVI - конец XVIII вв. – национально-религиозный гнет православных белорусов со стороны польского католицизма, насильственное навязывание церковной унии с Римом
C<span class="style5">в. пр. София, княгиня Слуцкая</span>

В 1591 г. часть епископов решили исподволь готовить присоединение православных епархий к Католической Церкви. 23 декабря 1595 г. на торжественном заседании Священной коллегии двое униатов присягнули от своего имени и от лица остальных западнорусских архиереев на вечное присоединение Православной Церкви в Великом княжестве Литовском и Польше к Церкви Римской.

6октября 1596 г. была заключена Брестская уния и порабощение православных со стороны польско-католической власти. Мужество православных и их стойкость в вере принудили власти не ждать, а насильно переводить целые приходы в унию под угрозой физического уничтожения. В это страшное время подвигами веры и защиты Православия в своих землях прославилась святая праведная София, княгиня Слуцкая ( 1617 г.), преподобномученик Афанасий, игумен Брестский ( 1648 г.).

В начале XVII в. была явлена икона Божией Матери «Сукневичская». В 1631 г. близ Орши на берегу реки Кутеинки при основании мужского Кутеинского Свято-Богоявленского монастыря была явлена чудесным образом икона Оршанской Божией Материи, которая считается небесной заступницей этой обители и Свято-Успенского женского монастыря. В Оршанском Успенском женском монастыре хранился чудотворный список с иконы. 19 марта 1655 г произошло явление и первое чудо, прославившее Могилёво-Братскую икону Божией Матери.

П<span class="style5">реподобномученик Афанасий, игумен Брестский</span>

Во время гонений особое значение в защите Православия имели уцелевшие монастыри и народные братства. Они занимались благотворительностью и материальным поддержанием православных приходов, открывали школы, типографии, училища. Этот период прославлен самоотверженным трудом тысяч православных жителей Белой Руси, ставших теми камнями веры, на которых сохранилось и возродилось Православие в этих землях.

В 1632 г.  Москва выступила войною против Польши. Одновременно заявляла о себе сила украинского казачества, а православные церковные деятели всех корпораций - духовенства, шляхты, братств, цехов - выступило с решительными требованиями изменения политики государства в отношении к ним. Новоизбранный король Владислав IV был вынужден признать за православными гражданами королевства право иметь свой епископат. Он представил на утверждение сейма «статьи успокоения религии греческой» и присягнул охранять свободу православной веры. Хотя волна жестокости и репрессий со стороны государства несколько ослабла, но католическая шляхта и духовенство продолжали свирепствовать над православными. Специально созданная королем комиссия ограничила произвол католиков, - но тогда орудием ненависти стали наиболее яростные униаты.

В 1687 г. в местечке Рудня была явлена Руденская икона Божией Матери (память 25 октября).

Архимандрит Георгий Конисский

В 1775 г. на Могилевскую кафедру был посвящен архимандрит Георгий Конисский († 1795 г.), ректор Киево-Могилянской Академии. Он открыл в Могилеве Духовную семинарию и устроил в Архиерейском доме типографию. Святитель собрал огромный архив по истории приходов, храмов и монастырей епархии, составлял реестры случаев насилия над православными, отстаивал дела в судах и неустанно трудился над возвышением духовного уровня пастырей и паствы. Самоотверженный труд и подвиг этого богослова и дипломата, историка и юриста, архипастыря и ученого в защите и возрождении Православия в Белой Руси побудили в 1992 г. Синод Белорусского Экзархата Московского Патриархата причислить архиепископа Могилевского и Белорусского Георгия (Конисского) к лику местночтимых святых.

После разделов Речи Посполитой (1772 - 1795 гг.), поводом для которых в определенной степени было не перестающее насилие католиков над православными, начался процесс возвращения униатов в Православную Церковь. В 1800 г. была явлена икона Божией Матери, получившая название «Насиловская».

 

XIX век – после вхождения белорусских земель в состав Российской империи, Православие переживает трудности, связанные с возрождением церковной жизни и борьбой с остатками католицизма и полонизма

В феврале 1839 г. в Полоцке униатскими епископами было составлено соборное постановление о воссоединении униатов с Православной Церковью. С  марта 1839 г. началось возрождение православной жизни на Беларуси.
      

В XX в. во время новых суровых испытаний для Православной Церкви, произошло практически полное физическое уничтожение церковной структуры перед Великой Отечественной войной

Военное и послевоенное возрождение церковной жизни сменилось новой волной гонений, начатой в конце 1950-х гг.

С 1988 г. и по настоящее время проходит новое возрождение Православия в тяжелых условиях современности, обусловленной борьбой Церкви за души людей с безбожием и сектантством.

 
< Пред.
 
   
Advertisement
Rating All.BY