п»ї
Advertisement
 
Advertisement
 
 

 <<   Апрель 2017   >>

ПВСЧПСВ
 

  1

  2

  3

  4

  5

  6

  7

  8

  9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

Techies Resources Resources

Жировичи. Свято-Успенский мужской монастырь

Вид на Успенский собор

Жировичский монастырь - главный духовный центр белорусского православия, место пребывания величайшей святыни Беларуси – иконы Жировической Божьей Матери. Монастырь расположен в поселке Жировичи Гродненской области, в 10 км от старинного города Слонима. За неповторимую красоту природы многие называли эти места «слонимской Швейцарией» [4]. Из источников XVII - начала XVIII вв. известно, что на месте нынешнего монастыря был дремучий лес, «пуща имения Жировичского» простиралась к югу от современных Жировичей на расстояние не менее 25 км. 

Своим возникновением монастырь обязан маленькому образку Богоматери, явленному на груше во владениях подскарбия Великого Княжества Литовского Александра Солтана в конце XV в. Александр Солтан упоминается в монастырском синодике как «перши фундатор за которого цуд сей показан в Жировицах» [6]. Икона была найдена в дремучем лесу на лесной груше, стоявшей под горой над ручьем, местными пастухами, которые отнесли ее своему господину Александру Солтану. Но тот не обратил особого внимания на икону и спрятал ее в ларец. На следующий день икона из ларца таинственным образом исчезла. Вскоре пастухи вновь нашли ее на том же дереве. Солтан понял, что его дом не место для хранения этой иконы и дал обет построить на этом месте церковь. Свидетелями ее древности можно считать Крест 1495 г. и Минею 1487 г., хранившиеся позже в монастыре [13, с. 31]. После сооружения церкви возникло поселение и образовался приход. Приход постепенно рос, и вокруг храма, где находилась икона, продолжали селиться люди.

Общий вид монастыря

Около 1520 г. случился сильный пожар, уничтоживший храм и все его строения, но икона уцелела и вскоре была обнаружена неподалеку на камне. Вокруг камня возвели деревянную ограду и начали строительство монастыря. В монастыре была школа для детей, библиотека, переписывались книги [14]. Время возникновения Жировичского монастыря известный историк православной церкви митрополит Макарий относит к 1549 году. А первое документальное подтверждение его существования – купчая 1587 года, согласно которой правнук Солтана, Ярослав Иванович, продал своему брату Ивану часть Жировичского имения «...и с половиною монастыря церквы Жыровицкой, накладом церковным, также и с поддаными монастырскими...» [11].

25 июля 1609 г. Жировичский монастырь по требованию Виленского трибунала принял унию и перешел под управление униатского митрополита Ипатия Потея. Первым игуменом монастыря стал Иосафат Кунцевич. В 1613 г. монастырь с церквями перешел в руки униатскому ордену базилиан,  создавшим здесь духовно-политический центр. В этот период значение Жировичского монастыря в жизни униатской церкви было очень велико. В монастыре проходила пятая конгрегация под руководством митрополита Иосифа Рутского, а позднее и другие униатские соборы. В 1644 г. монастырь посетил король Владислав IV, который 21 июня 1652 г. даровал Жировичам магдебургское право. Это положило начало веренице королевских паломничеств к чудотворной иконе. Так, короли Речи Посполитой не единожды приезжали в Жировичи: Ян III Собесский – перед битвой под Веной (1683 г.), второй раз, вместе с королевичем Якубом – в 1688 г.; также здесь были Август II Сильный и Станислав Август Понятовский [3, с. 29].

Вид на Явленскую и Крестовоздвиженскую церковь

Не минули Жировичи и многочисленные войны. Так, в ходе русско-польской войны в 1655 г. 20-тысячное казацкое войско Богдана Хмельницкого сожгло монастырь. Многие насельники были убиты, монахи-базилиане спаслись бегством, некоторые из них были замучены. После этого, к концу XVII в. Жировичи были отстроены заново. Новые разрушения принесла Северная война. И снова, после ухода войск шведского короля Карла XII, монастырь быстро восстановили. Начала работать типография, предназначенная для печатания наряду с богослужебной литературой молитвенников на польском языке. Благодаря монастырю Жировичи превратились в крупный торговый центр [3, 10].

С 1795 г. Жировичи в составе Российской империи. В 1810 г. Успенский собор монастыря стал кафедральным собором всей Брестской епархии. В ограду монастыря было перенесено находившееся раньше в Новогрудке епархиальное управление. Так Жировичский монастырь до 1828 г. стал резиденцией брестского униатского епископа [12].

14 июля 1839 г. митрополит Иосиф Семашко вместе с другими униатскими священниками подписал акт о ликвидации унии и передаче принадлежащих ей церквей Московской патриархии. С этого времени Жировичский монастырь стал центром православной Литовской епархии. К этому времени в монастырский комплекс входили: Свято-Успенский собор, Явленская и Крестовоздвиженская церкви, деревянная Георгиевская церковь, трехэтажный монастырь с семинарией, кельи, трапезная, часовня и многочисленные подсобные постройки. За оградой монастыря находился сад и пруды на небольшой речке Викне (левом притоке Щары), куда спускались монастырские сады.

Крест

До середины XIX в. здесь также хранилось «Жировичское Евангелие» - белорусский рукописный памятник XV в. Евангелие написано уставом на 404 листах. В нем на 376377-м листах по-белорусски была сделана запись канцлера Великого Княжества Литовского Льва Сапеги (отсюда другое название рукописи – «Евангелие Сапеги»). Теперь «Жировичское Евангелие» хранится в Научной библиотеке Академии наук Литвы [1, с. 315].

По распоряжению Синода в 1845 г. кафедра архиепископа, духовная семинария и архив были перенесены в Вильно. В Жировичах было создано Духовное училище, которое просуществовало до 1915 г. [11].

В период Первой мировой войны наиболее ценное церковное имущество вместе с чудотворной иконой было эвакуировано в Россию. В монастырь вернулась лишь икона. Библиотека монастыря и Духовного училища, а также архив были разграблены [2, с. 119].

После Рижского мирного договора 1921 г. Жировичи оказались в составе Польши. Монастырь продолжал существовать даже в советское время, хотя и был малонаселенным [9, с. 81]. В период Второй мировой войны насельникам Жировичского монастыря пришлось налаживать жизнь в нелегких условиях оккупации и подвигом своего служения укреплять веру народа в победу [8, с. 8]. После войны архиепископ Василий Минский (Ротмиров) добился, чтобы советские власти дали согласие на открытие в Жировичском монастыре пастырско-богословских курсов. Эти курсы в 1947 г. были преобразованы в Жировичскую духовную семинарию.

Явленская и Крестовоздвиженская церкви

В 1960 г., во время хрущевский гонений на церковь, за стенами монастыря нашли пристанище монахини из закрытых монастырей Полоцка и Гродно. Лишь после того, как на белорусской земле вновь стали открываться монастыри, монахини покинули Жировичский монастырь [9, с. 81]. Однако в 1963 г. была закрыта и Жировичская духовная семинария [11, 4, 7, 8].

21 апреля 1985 г. в Жировичском монастыре состоялся Епархиальный съезд клира и мирян Белорусской епархии. На нем была отмечена необходимость возрождения монастырей.  После торжеств по случаю 1000-летия Крещения Руси, 6 июля 1988 г., эти пожелания были изложены правительству БССР. 23 июля 1989 г. была вновь открыта Жировичская духовная семинария.  Так началось всестороннее возрождение Жировичского монастыря. 20 мая 2002 г., в день празднования Жировичской иконы,  монастырь посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

На сегодняшний день при Жировичском монастыре находятся Минские духовные академия и семинария, живут около сорока монахов. Успешно развивается хозяйство монастыря, во владении которого находится около 350 га земли [4, с. 118, 127].

Архитектурный комплекс монастыря включает: Свято-Успенский собор (1671) и пристроенную к нему Свято-Никольскую церковь, Свято-Явленскую церковь (1796), Свято-Крестовоздвиженскую (1769) и Георгиевскую церкви, звонницу (1828), здания старой и новой семинарии (1956), жилой корпус, трапезную, гостиницу для паломников, госпиталь, ряд хозяйственные зданий, а также плодовый сад, огород и пруды.

Подготовила Наталья Огорелышева,
сотрудник паломнического отдела

Литература:

1. Антоний (Мельников), архимандрит. Жировицкий монастырь в истории Западнорусских епархий (рукопись в трех частях) / Жировицы, Одесса, 1957–1964. – 405 с.
2. Дорогами православной Беларуси / сост. С.Р. Бегиян. – Минск: Белорусская Православная Церковь, 2010. – 272 с.: ил.
3. Жыровіцкая Заступніца – Маці Еднасьці 1730–2010. Царкоўны каляндар 2010. / Полацак: Грэка-каталіцкая парафія Сьватапакутніка Язафата, 2010. – 30 с. 
4. История Жировицкого Свято-Успенского монастыря по письменным источникам, преданиям и свидетельствам современников / сост. игумения Гавриила (Глухова)  –  Москва, 2004. – 165 с.: ил.
5. Лазарева, Д.И. Ранние этапы истории Жировичского монастыря по письменным источникам. / Д.И. Лазарева // Веснік БДУ. – 1996. – № 1. – С. 6 – 8.
6. Папоў, В. Жыровічская ікона. Гісторыя вядомай беларускай святыні. – Ступени – 2004. – №2 (14)
7. Свято-Успенский Жировичский ставропигиальный мужской монастырь / Свято-Успенский Жировичский ставропигиальный мужской монастырь, 2006. – 30 с.: ил. 
8. Свято-Успенский Жировичский ставропигиальный мужской монастырь / Свято-Успенский Жировичский ставропигиальный мужской монастырь, 2008. – 31 с.: ил.
9. Святыни Беларуси. Православный календарь на 2011 год. Месяцеслов. Именослов. О почитании святынь. Святые источники. / сост. Протоиерей Георгий Соколов, Звездина А.А., Кулаженко Л.Е., Матрунчик Т.А. – Минск: Приход Свято-Петро-Павловского собора, 2010. – 176 с.
10. Слюнькова, И. Н. / Монастыри восточной и западной традиции. Наследие архитектуры Беларуси. – Москва: Прогресс-Традиция, 2002. – 600 с.
11. Сонiч, А. Жыровіцы
12. Туристская энциклопедия Беларуси – Мінск: БелЭн, 2007. 648с.
13. Ярашэвіч, А.  А. / Жыровіцкі Свята-Успенскі манастыр. – Мінск: Беларусь, 2006. – 75 с.
14. Жировичский монастырь

 
< Пред.   След. >
 
   
Advertisement
Rating All.BY