п»ї
Advertisement
 
Advertisement
 
 

 <<   Октябрь 2017   >>

ПВСЧПСВ
 

  1

  2

  3

  4

  5

  6

  7

  8

  9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

 
Techies Resources ESL

Полоцк. Город городов белорусских

Вид на Софийский собор</p><p class="sign">рис. Н.Орды

В летописных свидетельствах город Полоцк впервые упоминается под 862-м годом. Кем и когда был основан город доподлинно не известно. Преподобный Нестор-летописец сообщает по этому поводу, что славяне начали держать свое княжение в Новгороде, другие на Полоте "речки ради ... прозвашася Полочане".

Полоцк находился на древнейшем торговом пути из Прибалтики в Черное море - «из варяг в греки». Он был связан почти непрерывным водным путем с Киевом. Не меньшее значение имел также водный путь на восток от Полоцка - к Витебску и далее, к Смоленску. Преподобный Нестор поясняет: "А Двина идет на полуночье и впадает в море Варяжское; тем же можно идти из Руси в Варяги, из Варяг до Рима". Такое выгодное географическое положение города позволяло сообщаться и вести торговлю с Римом, Византией, Скандинавией, благоприятствовало его дальнейшему росту и хозяйственному развитию.

Власть в Полоцке принадлежала князю. А решение принимало вече, просуществовавшее до 1498 г., когда город получил магдебургское право. Первым полоцким князем был Рогволод, имя которого упоминается в летописях. Легенда гласит, что он пришел из-за моря. Это событие и изображено на гербе Полоцка - на голубом фоне плывущий из Запада по серебряной воде трехмачтовый корабль с развёрнутыми парусами. «А к справованью потреб местких надаем им до печати месткой герб, корабль окрентовай, которого и перед тым место Полоцкое уживало...». Городской герб существовал с XVI в. (или с конца XV в.) и считается одним из наиболее древних гербов Беларуси.

Дочь Рогволода - Рогнеда невольно стала причиной гибели своего отца и братьев, отказав сватам, приехавшим от киевского князя Владимира, предпочтя ему новгородского Ярополка. «И полонили Рогволода, и жену его и дочку. И издевался Добрыня (дядя Владимира - прим.ред.) над ним, и вспомнил Рогнеде, как назвала князя рабыничем, и сказал Владимиру быть с ней перед отцом и матерью. После ж Владимир убил отца ее, а саму взял за жену. И назвали Рогнеду Гориславою». Владимир также уничтожил весь род Рогволода, сжег Полоцк и увез Рогнеду в Киев.

Осада Полоцка войсками С. Батория, 1579Древний Полоцк - это обнесенный деревянными стенами, обведенный валом и рвом город-детинец площадью всего один гектар, а также неукрепленный окольный город, в котором жили ремесленники. В детинце располагался центральный архитектурный ансамбль, где было 5 монументальных сооружений: Софийский собор, две постройки, большая княжеская церковь и терем. На Великом посаде вблизи детинца были еще две кирпичные церкви. Площадь Великого посада составляла 50 га. В 2,5 км к северо-востоку от детинца возвышались две постройки Спасского монастыря. На левом берегу Западной Двины в Бельчицах существовало 4 храма. Таким образом, ансамбль монументальных сооружений тянулся более чем на два километра вдоль Полоты, и на такое же расстояние по берегам Западной Двины.


Восстановление династии произошло при участии того же Владимира, который, приняв Православие, принялся приводить к Христовой вере подвластные земли. Он отстроил сожженый Полоцк, а сыну от брака с Рогнедой - Изяславу вернул славу деда - сделал его полоцким князем. «Бысть же сий князь тих и кроток, и смирен, и милостив, и любя зело и почитая священнический чин иноческий, и прилежащее прочитанию божественных писаний, и отвращаяся от суетных глумлений, и слезен, и умилен, и долготерпив». Изяслав первым ввел в Полоцке письменность и обучение грамоте, возродил славный род Рогволодовичей.

Но самым легендарным полоцким князем из Рогволодовичей был, конечно же, Всеслав Брячиславич. В историю полоцкий князь вошел как Чародей. Ходили легенды, что Всеслав мог превратиться в волка, тура, сокола. У восточных славян появились былины про мудрого Волха Всеславича. Былина близка к реальным событиям. Когда Всеслав занял трон, ему было всего 15 лет. Летописи изображают Всеслава как отважного князя «с вещей душой и храбрым телом», опытного администратора, который «людям суд правил, князьям города рядил», энергичного и активного военачальника, участника многих военных столкновений, мудрого правителя. Это при его правлении Полоцкое княжество достигло наибольшего расцвета. Именно Всеслав начал строительство величественного Софийского собора, одного из первых монументальных храмов Древней Руси. Помимо Софийского собора, Всеслав основал Пятницкую церковь и монастырь во имя святых русских князей-мучеников Бориса и Глеба в пригороде Бельчицы на левом берегу Западной Двины. После смерти Всеслава Полоцкое княжество было поделено между его семерыми сыновьями.

Один из его сыновей, Борис, в 1102 году победил ятвягов и основал город Борисов. А около Софийского собора и теперь лежит гранитный валун (Борисов камень), где написано: «Х. С. Ника. Ги (Господи) помози рабю своему Борису». Большинство из Борисовых камней было уничтожено в период борьбы с религией. Та же участь постигла и Рогволодов камень с надписью «Въ 6679 (1171) месяца мая въ 7 день доспенъ крест сей. Господи помози рабу своему Василію въ крещеніи именемъ Рогволоду сыну Борисову», стоявший у деревни Дятлово Оршанского района. Он был варварски взорван в 1930-х гг. и обломки его были использованы для строительства шоссе Москва—Минск…

1 сентября 2007 года легендарному князю Всеславу был открыт памятник. Автор скульптуры Александр Прохоров изобразил Всеслава Брячиславовича на коне, с охотничьим соколом и волчьей шкурой на седле.

"Дом Симеона Полоцкого"<p class="sign">Фото А. Дыбовского(http://globus.tut.by/)

К середине XVI века в кафедральном Полоцке насчитывалось 15 монастырей: Свято-Николаевский на Лучне; Спасо-Евфросиниевский, женский, основанный преподобной Евфросинией, игуменией Полоцкой; Рождества Богородицы, основанный ею же; Свято-Борисо-Глебский; Пятницкий; Свято-Троицкий за Полотой; Космо-Дамиановский; Спасо-Преображенский и Заполотский, при впадении Полоты в Двину; Свято-Георгиевский за городом; Спасо-Вознесенский; Свято-Иоано-Предтеченский, на острове; Михайловский, Городецкий за Полотой; Свято-Воскресенский (Мошонецкий), в Нижнем замке; Свято-Петро-Павловский (Петровкий), на Верхнем замке.
Во всем Великом княжестве Литвском в тоже время было всего
50 монастырей.


Полоцк в древности был одним из именитых городов Европы. Влияние Полоцкого княжества распространялось на огромную территорию от Припяти до Балтийского моря и от Днепра до устья Немана. Нетрудно предположить, что оживленные связи Полоцка с внешним миром способствовали распространению христианской веры в Полоцком княжестве еще задолго до поставления здесь первого епископа. В пользу этого педположения свидетельствует и летописное предание о том, что еще во времена апостольские святой апостол Андрей Первозванный, проповедуя Евангелие, проследовал по пути "из Варяг в Греки", посетив при этом и земли, составившие Полоцкое княжество. Таким образом, еще святым апостолом Андреем "посредством предъизбрания" Полоцк был включен в состав Церкви Христовой. Однако потребовалось еще несколько столетий, чтобы "исполнились времена и наступили сроки", когда голос Евангельской проповеди о спасении во Христе достиг нашей родной земли во всей полноте и проявился путем принесения апостольской благодати через првления первого епископа в древнем Полоцке.

Здесь излился обильный поток святости! Видно, так было угодно Богу, чтобы в Полоцке в 922 году была учреждена первая епископская кафедра и было положено начало святой Церкви Христовой в пределах Белой Руси. За первые неполные двести лет ее существования в полоцкой земле просияли угодники Божии. И Святая Церковь за богослужением продолжает возносить к Господу имена Мины, Дионисия и Симеона – епископов Полоцких.

Именно Полоцк подарил христианскому миру преподобную Евфросинию. Праправнучка равноапостольного князя Владимира и княгини Рогнеды, внучка князя Всеслава и дочь князя Георгия Всеславича - Предслава - с детских лет проявляла большую любовь к молитве и книжной науке. В 12-летнем возрасте, отклонив всяческие предложения о замужестве, она твердо решила посвятить свою жизнь Богу и приняла постриг в монастыре с имененм Евфросиния.

Примерно в 1128 году Полоцкий епископ Илия благословил Евфросинью на основание женского монастыря в Сельце, где раньше были церковь Спаса и усыпальница полоцких епископов. Благодаря заботам преподобной Евфросинии в 1150-х годах в монастыре был построен каменный храм в честь Святого Спаса, который сохранился до нашего времени и является наиболее ценным памятником белорусского храмого зодчества. Преподобная также основала Богородичный мужской монастырь, для которого по ее просьбе Константинопольский патриарх Лука прислал список чудотворной Эфесской иконы Божией Матери.

Спасо-Евфросиньевский  монастырьЖемчужина современного православного Полоцка - действующий Спасо-Евфросиньевский женский монастырь, основанной преподобной Евфросинией Полоцкой. Возвращен Православной Церкви Свято-Богоявленский собор Богоявленского мужского монастыря. В братском корпусе монастыря разместился музей книгопечатания. Знаменитый Софийский собор ныне тоже музей и концертный зал. Восстановлена церковь Покрова Пресвятой Богородицы.
Архитектурные памятники города - костел Святого Андрея Баболи; оборонительный земляной вал Ивана Грозного, сохранившийся со времен Ливонской войны; «Домик Петра I» – здание конца XVII в., лютеранская кирха (XX в.), Красный мост (XIX в.), коллегиум иезуитов.
В этом городе есть единственный в мире памятник букве «Ў»!


Основанные преподобной монастыри стали центрами просвещения в Полоцком княжестве, при них действовали школы, библиотеки, скриптории, иконописные и ювелирные мастерские, приюты для бедных. По заказу Евфросинии мастером Лазарем Богшем (1161) был изготовлен крест для хранения святых мощей и других реликвий - уникальный памятник старобелорусского ювелирного искусства, который преподобная Евфросиния принесла в дар церкви Спаса.

В 1167 году, незадолго до смерти, преподобная Евфросиния отправилась в паломничество к Святым местам. Поклонившись святыням Константинополя, она добралась до Иерусалима, где в монастыре святого Феодосия Господь сподобил ее на мирное упокоение. Примерно в 1187 году тело святой было перенесено моенахами в Киево-печерский монастырь, а в 1910-м ее мощи были торжественно перевезены в Полоцк, в основанный ею Спасо-Евфросиньевский монастырь, где и почивают ныне.

Вспоминая историю Полоцка, ее славных дочерей и сыновей, известных на весь мир, нельзя не вспомнить еще одного, чье имя стоит наравне с великими деятелями эпохи Возрождения. Это он, сын купца Лукаша Скорины из Полоцка, стал первопечатником на славянских землях, доктором медицинских наук, искусства, философии, права. Наш прославленный Франциск Скорина, который напечатал «Библию» в 1517-19 годах в Праге, «Малую подорожную книгу» – в 1522 году в Вильно, там же и «Апостол» в 1525 году. Последние годы своей жизни Франциск Скорина провел в Праге, где, удивляя всех, работал... садовником. Наверно, этим хотел показать великий просветитель и мыслитель, что, чем мы проще – тем ближе к Богу.

В Полоцке прославился и Симеон (Полоцкий) - Самуил Гаврилович Петровский (род. 1629 г.). Монах-базилианин, духовный писатель, богослов, поэт, драматург, переводчик. В родном городе в 1656 г. он принял постриг в Богоявленском монастыре, где затем 8 лет нес послушание – работал учителем. После встречи с царем Алексеем Михайловичем перехал в Москву и в 1667 был назначен придворным поэтом и воспитателем царских детей.

Возле монастыря, где монах Симеон когда-то учил детей, воздвигнут памятник этому славному сыну белорусской земли. А монастырский корпус носит название дома Симеона Полоцкого. В бывших келиях теперь расположен музей белорусского книгопечатания и музей-библиотека Симеона Полоцкого.

История самого древнего города Беларуси на этом не заканчивается. Она продолжается каждый день. И очень хочется, чтобы и белорусы, и люди во всем мире всегда помнили завет Франциска Скорины «из славного города Полоцка»: «Понеже от прирождения звери, ходящие в пустыни, знають ямы своя; птицы, летающие по возьдуху, ведають гнезды своя; рибы, плывающие по море и в реках, чують виры своя; пчелы и тымъ подобная боронять ульев своих, - тако ж и люди, игде зродилися и ускормлены суть по Бозе, и к тому месту великую ласку имають...» и для нас, сегодняшних, есть еще один завет Скорины, чтобы люди «…всякого тружения и скарбов для посполитого доброго и для отчины своея не лютовали».

Дополнительно см. официальный сайт города - http://polotskgik.by/

 
< Пред.
 
   
Advertisement