п»ї
Advertisement
 
Advertisement
 
 

 <<   Июнь 2017   >>

ПВСЧПСВ
 

  1

  2

  3

  4

  5

  6

  7

  8

  9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

 
SVTechie Resources

Священномученик Митрофан, архиепископ Астраханский

Священномученик Митрофан, архиепископ Астраханский

Дмитрий Иванович Краснопольский родился 22 октября 1869 в слободе Алексеевка Бирюченского уезда Воронежской губернии в бедной семье. Отец его был каменщиком, а мать дочерью сельского причетника. Здесь же в слободе Дмитрий окончил школу. Благодаря ходатайству сельского учителя, его определили в духовное училище, где он содержался на средства этого же благодетеля.

После окончания училища, Дмитрий поступает в духовную семинарию в городе Воронеже. Здесь в семинарии он уже содержал себя сам, зарабатывая частными уроками. В 1890 году он закончил духовную семинарию, женился, и в этом же году его рукополагают в сан дьякона. Через три года умирает его супруга. Отец Дмитрий усмотрел в этом особый промысел Божий, призывающий его на путь монашеского подвига. В 1893 году он поступает в Киевскую Духовную Академию с целью продолжить своё образование и в то же время, укрепляясь духом Киевских монастырей, особенно Киево-Печерской Лавры, подготовить себя к монашеству.

В 1896 году отец Дмитрий принимает иноческий постриг с именем Митрофан, в честь святителя Митрофана Воронежского.

15 июня 1897 года иеродьякон Митрофан был рукоположен в иеромонаха, а в 1898 году, по окончании курса в Киевской Духовной Академии со степенью кандидата Богословия, магистранта, он был назначен инспектором Иркутской Духовной семинарии. После четырёхлетнего пребывания в Иркутске иеромонах Митрофан переводится в Могилёв, где он возводится в сан архимандрита и назначается ректором местной семинарии. 14 лет в жизни священномученика Митрофана было связано с его пастырскими трудами на Белорусской земле.

25 января 1907 года Высочайше повелено было ему быть епископом Гомельским, викарием Могилёвской епархии. В своей речи, при наречении его во епископа Гомельского, Митрофан заявил что за основу своей архипастырской деятельности он поставит борьбу с инородческой пропагандой и сектантством. И действительно, владыка много потрудился для укрепления православия в своей епархии. Вместе с архипастырскими обязанностями, на первосвященного Митрофана была возложена и другая ответственная миссия: его избрали представителем от Русской Православной Церкви в третью Государственную Думу.

3 ноября 1912 года владыка Митрофан был Высочайше утвержден епископом Минским и Туровским. Так же как и в Гомеле, святитель на новой кафедре горячо отстаивал интересы православной церкви и русского (белорусского) населения края против усилившихся, после революционных событий 1905-1907г.г., католической пропаганды и польского засилья.

За эту непоколебимую позицию духовенство г. Минска называло владыку Митрофана, «стойким борцом за православно-русское дело». Исключительная ревность святителя о Церкви, её благе и чистоте, напоминала его пастве святую ревность архипастырей времен Вселенских соборов. Множество благостных начинаний за столь незначительное время своего пребывания на Минской кафедре удалось владыке претворить в жизнь.

Всюду он проповедовал, был очень доступен, вникал в нужды любого обратившегося к нему человека, старался помочь. Владыка отличался не показной благотворительностью, видимо, воспоминания о собственной бедственной юности подвигали его на это благое дело. Сохранились воспоминания, что святитель не раз расплачивался за бедных семинаристов, которым только за их бедность грозило увольнение из семинарии.

Владыка твердо держался своего убеждения, что многие пороки искусственно насаждаются в среде русского общества и миссия православной церкви заключается в том, чтобы помочь людям избавится от них, особенно это касалось пьянства. С благословения святителя каждый год в Минске стал проводиться трезвенный крестный ход. Был освящен специальный вагон трезвости, на котором духовенство объезжало города и веси Белорусского края с проповедью против пьянства, раздавая бесплатную литературу.

Сознавая, как важно для каждого верующего человека знание духовной истории своего края, его духовных традиций, местных святых, епископ Митрофан поставил на должную высоту в народе память небесных покровителей епархии: святых святителей Туровских Кирилла и Лаврентия, а также святого мученика младенца Гавриила, убитого иноверцами. Благодаря стараниям владыки, во всех храмах епархии была написана икона Минских святых, где они все собраны вместе, осеняемые Покровом Богоматери.

В годы Первой мировой войны Владыка часто выезжал на фронт для воодушевления русских воинов и благословения их на ратные подвиги. Святитель не раз попадал под обстрел, но это не смущало и не останавливало его. Для раненых воинов по его благословению открывались епархиальные лазареты. В тяжелейший для епархии момент, когда город Минск находился в сильной опасности быть захваченным врагом, когда в сердцах даже самых стойких защитников города стала исчезать надежда на спасение, владыка совершил в привокзальном Казанском храме общественное моление, вызвавшее у богомольцев и у воинов, отправлявшихся на фронт, прилив бодрости и духовных сил.
За особую деятельность по обстоятельствам военного времени владыка Митрофан был 14 мая 1916 года награжден орденом Святого Александра Невского.

11 июля 1916 года последовало Высочайшее повеление о перемещении епископа Митрофана на Астраханскую кафедру. С первого дня служения владыка стал совершать частые поездки по епархии, посещая подчас столь дальние приходы, которые до него не посещал ни один из астраханских архипастырей. Везде и всюду он старался привлечь к себе сердца прихожан истовым богослужением, воодушевленной проповедью и простыми беседами с ними о самых насущных проблемах. По инициативе владыки был открыт Епархиальный лазарет, при Чуркинской пустыни была устроена школа для детей беженцев и обитель взялась обеспечить содержание школы на свои средства.

Не забывал епископ Митрофан и дело миссионерской проповеди в своем крае, населенном во множестве иноверцами. Другим немаловажным делом была борьба с усиливающимся сектантством. Много сил было положено владыкой на борьбу с обновленчеством.

Владыка Митрофан продолжал отстаивать интересы Церкви в и безжалостное послереволюционное время. Он выступал против всякого сотрудничества с советскими организациями: «Лучше, — говорил он, — лишиться храмов и совершать богослужение под открытым небом, чем жертвовать христианскою свободой и христианскою истиною, добиваясь регистрации союза в комиссариатах».

По инициативе епископа Митрофана в Астрахани 18 февраля в знак протеста против действий большевистских властей, и для испрошения милости Божий страждущей Родине был проведен крестный ход по всему центру города. 25 марта (7 апреля) 1919 года, в день праздника Благовещения, владыка служил в Благовещенском монастыре, где во время проповеди коснулся «погибших в результате ненужных и бесполезных действий гражданских властей». После литургии им была отслужена панихида по невинноубиенным. После этого клирики епархии, понимая, что владыке угрожает опасность, стали уговаривать его немедленно покинуть Астрахань. На этот архиепископ ответил: «Вы предлагаете мне побег, и это в то самое время, когда у нас на глазах расстреливают невинных наших братьев. Нет, я никуда не уеду от своей паствы; на моей груди Крест Спасителя, и он будет мне укором в моем малодушии. Хочу спросить и вас: почему вы не бежите? Значит, вы дорожите свой честью больше, чем я должен дорожить своим апостольским саном? Знайте, я совершенно чист и ни в чем не виноват перед своей Родиной и народом».

Архиепископ Астраханский Митрофан был арестован 25 мая 1919 г., в канун праздника Святой Троицы. Владыка был обвинен в заговоре против советской власти. На всех допросах держался очень уверенно, не поддаваясь ни на какие угрозы и уговоры дать против себя и других привлеченных лиц обвинительные показания. Был приговорён к расстрелу. 23 июня 1919 года приговор привели в исполнение.
Когда архиепископа вывели на расстрел, он благословил расстрельную команду. После этого солдаты отказались в него стрелять. Владыку расстреляли чекисты.

В декабре 2001 года на заседании Священного синода Русской Православной Церкви было решено включить в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века священномученика Митрофана (Краснопольского). 14 апреля 2002 года в Покровском кафедральном соборе Астрахани состоялось его торжественное прославление.

По материалам сайта http://uspenskiysobor.narod.ru/

 
< Пред.   След. >
 
   
Advertisement
Rating All.BY