п»ї
Advertisement
 
Advertisement
 
 

 <<   Ноябрь 2017   >>

ПВСЧПСВ
 

  1

  2

  3

  4

  5

  6

  7

  8

  9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

 
VLSI Technology

Могилев. Свято-Никольский храм

г. Могилев, Свято-Никольский женский монастырь

Свято-Никольский храм  <p class="sign">фото А. Дыбовского (http://globus.tut.by/)

Свято-Никольский храм был построен в 1669 - 1672 годах как монастырский на месте старого деревянного храма Свято-Никольского монастыря . Кроме главного престола во имя св. Николая, церковь имела еще два придела: правый - во имя усекновения главы Иоанна Крестителя, левый - во имя св. Дмитрия Салунского.

Царский стольник П.А.Толстой, посетивший Могилев, в путевых заметках отмечал: «За городом монастырь Николаевский, в нем живут инокини благочестивой греческой веры. В том монастыре церковь каменная, изрядного строения ... иконостас великий, золоченый».

С ликвидацией монастыря в 1754 г. храм становится приходским. В 1901 году настоятелем храма назначен молодой священник Михаил Тимофеевич Плещинский, который прослужил храму и прихожанам 34 года. После его смерти в 1934 году храм был закрыт.

Свято-Никольский храм  <p class="sign">фото А. Дыбовского (http://globus.tut.by/)

С 1937 по 1941 гг. в Свято-Никольском соборе находилась пересыльная тюрьма. С 1946 г. в Никольском соборе была расположена книжная база. В 1954 - 1955 гг. стены и своды храма, украшенные многочисленными высокохудожественными росписями, были варварски перетерты цементным раствором. В конце 70-х гг. реставраторами частично были вскрыты росписи XVII в. на своде купола и в алтарной части. Это были фрески, выполненные по сухой штукатурке в свете малиновых, золотистых и изумрудно-зеленых тонов. С 1956 по 1990 г. различными организациями «велись реставрационные работы», в результате которых здание Никольского храма пришло в еще больший упадок, и к началу 90-х гг. воистину бесценный памятник храмового зодчества Беларуси представлял собой плачевное зрелище разрушающегося строения.

Восстановление храма началось после передачи здания Православной Церкви в 1990-х годах.

Интерьер храма <p class="sign">фото А. Дыбовского (http://globus.tut.by/)

Храм представляет собой двухбашенную крестовокупольную базилику. Главный фасад выполнен в форме плоской стены, которая прикрывает только центральный неф. При входе – небольшой граненый притвор. В декоративном оформлении фасада использованы художественные приёмы могилёвской традиции: отдельные части украшены лепным растительным орнаментом, который до этого не встречался в храмовом зодчестве Беларуси.

Внутреннее пространство Никольского храма двумя рядами колонн поделено на три нефа, средний из которых более высокий, чем боковые. Лукообразный купол, венчаемый главою, объединяет обе части храма (основную и алтарную) в единую законченную композицию.

Четырёхстолпная структура подкупольного пространства символизирует четыре Евангелия и четырёх евангелистов. Поэтому и на парусах (частях купольного свода, сферических треугольниках, служащих переходом от квадратного подкупольного пространства к круглому кольцу барабана) изображены четыре евангелиста: Матфей, Марк, Лука, Иоанн.

Интерьер храма <p class="sign">фото А. Дыбовского (http://globus.tut.by/)

В XVII –  начале XIX вв. были выполнены росписи храма, девятнадцать из которых сохранилось. Они расположены в двух ярусах между оконными проемами барабана. Самая ранняя фреска "Троица новозаветная" датируется XVII в. Она изображена на сводах купола: взволнованное облачное небо, залитое солнечным сиянием. В центре - фигуры бога-отца Саваофа и Иисуса Христа. Христос смотрит на отца, лицо его утомлено. А бог Саваоф спокоен; вокруг его головы - треугольный нимб. У Бога-сына за спиной изображен деревянный крест. Рядом с ними - голубь, дух святой. Здесь все символично. Сфера небесная у бога-отца - это земная власть. Треугольный нимб - единство троицы (отец, сын, святой дух). Крест - символ жертвы Христа. Сияние вокруг голубя - святого духа - символ космического разума. Новозаветная Троица провозглашает триединство бога.

Есть в храме небольшие сюжеты ХVIII - ХIХ вв., среди которых образы: «Петр, Павел и Саваоф», «Пророк Моисей», «Матерь Божия Одигитрия», «Святой Николай», «Спас».

Иконостас <p class="sign">фото А. Дыбовского (http://globus.tut.by/)

Самое ценное украшение церкви - ее иконостас - монументальный по размерам, четырехъярусный, позолоченный выполненный могилевскими мастерами-резчиками и позолотчиками XVII века в технике сквозной деревянной резьбы с позолотой. Детали в нём не повторяются, при их создании мастера стремились к многообразию, символизирующему многообразие сотворённого Богом мира. В интерьере храма очень активна роль света, льющегося сверху и наполняющего насыщенную фактуру иконостаса таинственным мерцанием. По своему построению (ярусность), формам (деревянные колонки, покрытые орнаментальной резьбой виноградных лоз - любимый мотив барокко) и характеру резьбы он близок к иконостасу, изготовленному для Смоленского собора Новодевичьего монастыря в Москве белорусскими мастерами в 1683—1685 годах.

Никольский собор — выдающийся памятник белорусской архитектуры XVII века — предложено внести ЮНЕСКО в реестр наиболее ценных сооружений в стиле барокко.

 
< Пред.   След. >
 
   
Advertisement