п»ї
Advertisement
 
Advertisement
 
 

 <<   Апрель 2017   >>

ПВСЧПСВ
 

  1

  2

  3

  4

  5

  6

  7

  8

  9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

Blog ESL

Город на Днепре

Могилев <p class="sign">рис. Н.Орды

«Могилев на Днепре или Могилев губернский, как его принято называть в отличие от Могилева уездного на Днестре, находится по обоим берегам реки Днепра и речки Дубровенки, при впадении последней в Днепр… Весь берег Днепра и развернувшийся на нем, в густой зелени деревьев, город, издали, версты за 2, за 3, откуда наиболее наблюдаются видоизменения местности, представляет истинно красный вид. Храмы и лучшие каменные здания группируются вдоль крутого берега и своею белою блестящею массой надвигаются к краю его, словно стремясь заглянуть в быстрые воды Днепра.

Прямо перед глазами зрителя виднеется Спасо-Преображенская церковь, архиерейский дом и главный корпус духовной семинарии, за ними высится колокольня Братского монастыря (самое высокое здание в городе) и горят кресты Воскресенской церкви. Немного левее видна башня городской ратуши и задний фасад здания губернского правления, за которым зеленеет крыша губернаторского дома.

Вдали и правее от Спасской церкви привлекают внимание утопающие в садах здания богоугодных заведений; а за ними эта сторона города как бы убегает, извиваясь в зелени, в синеющую лесом даль возвышенности «Мышаковки». В низине этой живописной картины, между обрамляющей ее рекою и нагорным ее берегом, виднеется красующаяся среди массы небольших деревянных домов шестиглавая Николаевская церковь…».

Так поэтически описывается  Могилев в книге, которая была издана в 1884 году под редакцией тогдашнего председателя губернского статистического комитета А. С. Дембовецкого.

Существует ряд легенд о возникновении названия города. Согласно самой известной легенде, некогда на месте Могилева, в бескрайнем лесу был разбойничий притон атамана Машеки. Машека был человеком необыкновенной силы, вырывавший с корнями деревья. Сначала он был мирным крестьянином, но когда боярин-самодур отнял у него невесту, Машека взбунтовался и стал мстить за причиненную обиду. Могучий богатырь погиб, погиб от руки своей любимой, ставшей женой боярина. Простые люди похоронили богатыря на высоком берегу Днепра и насыпали над могилой курган. Место получило название «Могила Льва», а город здесь возникший, имя Могилев. Расположенная недалеко гора, стала называться Мышаковской или «Мышаковкой».
Вид города Могилева Известный белорусский поэт Янка Купала, вдохновившись романтикой легенды, написал поэму «Могила Льва», которая заканчивается следующими строками:

„… И ту высокую могилу,
Где лес угрюмо распевал,
За мощь Машеки и за силу
„Могилой льва“ народ прозвал.
Над нею - скоро иль не скоро –
Упали тысячи дерев,
И у могилы вырос город,
Носящий имя Могилев.“

 

Город возник на высоком холме у излучины Днепра при впадении в него речки Дубровенки. В этом месте был заложен замок, вокруг которого в течение последующих веков и  сформировался город. Первое летописное упоминание Могилева относится к 1267 году.

Начиная с XIV века, Могилёв входит в состав Великого Княжества Литовского, а после подписания Люблинской унии - в состав Речи Посполитой.

Город быстро развивается. В начале XVI в. был построен новый замок с уникальной системой оборонительных сооружений. Рассказывают, что замок был построен полностью из дерева, но догадливые могилевчане покрыли стены известкой и регулярно красили их в белый цвет. Так что все проезжающие мимо путешественники дивились и восхищались «каменным замком Могилева». Могилевская ратуша </p><p class="sign">фото А. Дыбовского (http://globus.tut.by/)

В 1561 г. Могилев получил право на городское самоуправление, в 1577 г. - магдебургское право. С предоставлением магдебургского права Могилёву разрешили построить ратушу, ему был пожалован герб: на голубом поле каменная башня с надписью «Печать места Могилевского». Ратуша была одним из красивейших зданий города, стала символом Могилева.

К началу XVII в. город стал одним из крупнейших ремесленно-торговых центров и важным транспортным узлом на пересечении торговых путей и  крупнейшим центром православия.

Подавляющее большинство могилевских мещан исповедовало православие, для его защиты создавало свои организации – братства, имеющие целью духовно-нравственное просвещение народа. В 1597 г. создано братство при Спасской церкви, позже при церквях Преображенской (1605 г.), Богоявленской (1633 г.) и др. В 1632 г. при короле Владиславе IV, к радости православных, в Могилеве была учреждена независимая от Полоцкого униатского епископа православная епископия, ставшая единственной во всей Западной Руси.

Богоявленский собор

К моменту подписания Брестской церковной унии 1596 г., оформившей объединение на территории Речи Посполитой православной и католической церквей, Могилев подлежал власти Полоцкого епископа. В знак протеста против насильственного насаждения униатства жители Могилёва в 1599 г. не впустили в город перешедшего в унию полоцкого архиепископа Г. Загорского, заявив, что «они его как поклонника папы более не признают за своего владыку».

В октябре 1618 г. в Могилёв направился полоцкий униатский архиепископ Иосафат Кунцевич с намерением закрыть православные церкви и насильственно навязать жителям унию. Магистрат Могилева заявил, что город не станет подчиняться униатскому митрополиту. Узнав о приближении Кунцевича, жители города закрыли перед ним ворота, установили на городском валу пушки, угрожая применением оружия в случае, если архиепископ сделает попытку проникнуть в Могилев. Кунцевич отправился в Варшаву, сообщил королю о выступлении могилевчан против унии и добился королевского универсала, согласно которому 20 участников выступления были приговорены к смертной казни, на жителей города наложен штраф.

Жители Могилёва участвовали в подготовке восстания против Кунцевича в Витебске в 1623, когда епископ был убит.

 

После Первого раздела Речи Посполитой в 1772 году Могилёв вошёл в состав Российской империи и стал центром Могилёвской провинции, а в 1777 г. — Могилёвской губернии.

Свято-Никольский храм <p class="sign">фото с сайта http://club.foto.ru/

Рассказывают, когда в начале XX века известный белорусский политический деятель, археолог, историк, этнограф, коллекционер Иван Луцкевич впервые приехал в Могилев и прошелся по улицам, то восхищенно воскликнул: «Это же наша маленькая Прага!» Такое ощущение у гостя города сложилось из-за обилия увиденных храмов. Это сегодня церкви, имеющиеся в городе, можно пересчитать по пальцам одной руки. А еще сто лет назад в городе было 26 православных храмов, 2 монастыря, 6 католических костелов, одна лютеранская кирха и несколько десятков синагог.

Православные церкви в Могилеве строились в своей особой манере, соединяющей архитектуру традиционного крестово-купольного храма и трехнефной базилики. К сожалению, до нашего времени дожили считанные здания, возведенные мастерами могилевской школы зодчества. Причем большинство из них было уничтожено уже после войны...

Самым большим в Могилеве был Богоявленский собор – главный храм Богоявленского братского мужского монастыря. Он был построен в 1633 - 1639 гг. Именно здесь до начала XX в. находилась чудотворная икона Божией Матери «Могилево-Братская» - «защитница Могилева». Церковь имела четыре престола. Внутренний интерьер храма выделялся особой пышностью и богатством убранства. Главной знаменитостью церкви были росписи стен и позолоченный иконостас искуснейшей резьбы, а также местные иконы в серебряных окладах с позолотой. В архитектурный ансамбль монастыря кроме Богоявленского собора входила церковь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, каменная звонница, здание типографии и въездные врата с двумя башнями, деревянные настоятельские и братские кельи.

В 1928 г. обитель и обе ее церкви были закрыты. В зданиях был размещен архив.  В первые дни войны 1941 г. оба здания храмов монастыря с их содержимым сгорели, остались только стены. В 1945 г. останки обеих церквей были признаны годными для сохранения и реставрации, однако после 1952 г. они были уничтожены.

Дворец архиерея Георгия Конисского<p class="sign">фото А. Дыбовского (http://globus.tut.by/)

Такая же участь постигла и Спасо-Преображенский мужской монастырь. Основанный в XVI в. при древнейшей в городе Спасской церкви (XIII в), он был местом пребывания могилевских архиереев. В начале XIX в. все постройки Архиерейского монастыря были каменными: главный храм во имя Преображения Господня с двумя приделами; церковь во имя 40 Севастийских мучеников, соединенная с кельями; архиерейский дом с церковью во имя Вознесения Господня (при нем располагался сад); кельи, часть из которых была занята помещениями консистории; колокольня. Монастырь был окружен каменной оградой.  После октября 1917 г. монастырь был закрыт. Спасский собор монастыря, в котором почивали останки архиепископа Георгия Могилевского (Конисского), причисленного к лику святых за его колоссальную созидательную и просветительскую деятельность, был уничтожен. В настоящее время старинное здание архиерейского дома принадлежит Музею истории города Могилева, на нем установлена мемориальная доска с портретным барельефом Георгия Конисского, именем которого назван и сам городской вал.

 

В 1938 г. город лишился собора Святого Иосифа, который был заложен в 1780 в честь встречи в Могилеве Екатерины II с австрийским императором Иосифом II. Представить, как выглядел Иосифовский собор, можно, съездив в Вену. Там построен его «близнец», носящий имя святой Екатерины.

Храм в честь Казанской иконы Божией Матери. <p class="sign">фото с сайта http://foto.academ.org/

Этот печальный список можно было продолжить, но мы не будем этого делать, а лучше обратимся к сохраненным и возрожденным святыням.  

Могилевский Свято-Никольский женский монастырь пребывает до нашего времени. Главный монастырский храм - Свято-Никольский - является копией уничтоженного Богоявленского собора. Правда, он в несколько раз меньше оригинала. Это самая старая из сохранившихся православных церквей Могилева. Рядом с Николаевской церковью в 1793 году была заложена Онуфриевская церковь, освящена в 1796 году.

Борисоглебская и Крестовоздвиженская  церкви  более поздние. Первая церковь была построена в XVII веке как жилой дом, который в середине XIX в. перестроили под церковь. Вторая церковь построена в 1869 в псведорусском стиле недалеко от первой.

Собор Трех Святителей – ныне кафедральный собор Могилевской и Мстиславской епархии – был построен в 1914 году. 

Уже в XXI в. появились - храм преподобного Серафима Саровского, освященный в 2007 г. и храм в честь Казанской иконы Божией Матери, освященный в 2009.

Ведется строительство Спасо-Преображенского храма, который станет самым большим в городе. Высотой около 60 метров он сможет вместить одновременно до 3 тысяч прихожан. В парке им. Горького строится храм во имя Святых Царственных Мучеников и всех Новомучеников и Исповедников XX века.

 

Использованы материалы:


Анна Фоменко, «Обитель чудотворца Николая», журнал "Ступени", №1 (25) 2007 г.

Павел Минченко, «Православные храмы Могилева», «Советская Беларусь», № 136 (23034), 2010 г.

 
След. >
 
   
Advertisement
Rating All.BY