п»ї
Advertisement
 
Advertisement
 
 

 <<   Август 2017   >>

ПВСЧПСВ
 

  1

  2

  3

  4

  5

  6

  7

  8

  9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

 
ASIC High Level Synthesis

Икона Божией Матери "Козельщанская"

Свято-Никольский монастырь, г. Гомель

Икона Божией Матери «Козельщанская»

Одна из самых почитаемых святынь Гомельского Свято-Никольского монастыря – список чудотворной Козельщанской иконы Божией Матери. Этот список был передан настоятелю монастыря архимандриту Антонию (Кузнецову) последней настоятельницей Козельщанского Рождество-Богородичного монастыря игуменьей Феофанией (+1968). Эта икона помещена над царскими вратами Никольского храма.  Каждую среду перед иконой совершается акафистное пение, во время которого икона опускается для поклонения верующих.

Сама Козельщанская икона, с которой сделан список, относится к числу древних икон итальянского письма. На иконе изображена Пресвятая Богородица, на коленях Которой в полулежащем положении покоится Предвечный Младенец, держащий в правой руке крест. Украшенный многочисленными «звездами» мафорий Божией Матери, Ее открытое чело, а также крест в руке Богомладенца указывают на несомненно западное происхождение образа. В стороне от фигур Богородицы и Христа написана чаша и рядом с ней лжица. Можно сделать предложение о двояком замысле художника, пожелавшего прославить Предвечного Младенца как будущего установителя таинства Святого Причащения и саму Евхаристическую Жертву, а также воспеть Пресвятую Богородицу, именуемую, согласно известному стиху акафиста, «Чашей, черплющей радость».

Икона известна с XVIII века как родовая святыня семьи Капнистов и находилась в их имении в селе Козельщина Полтавской губернии. Согласно сохранявшемуся в семье преданию, икона Божией Матери принадлежала фрейлине императрицы Елизаветы Петровны, итальянке, которая была выдана замуж за писаря гетмана Полуботка Сиромаху. Часть земли в Запорожье (Полтавская губерния), ставшая, по милости Государыни, родовым владением семейства Сиромахи, перешла по наследству к Павлу Ивановичу Козельскому (отсюда название села «Козельщина»), который, в свою очередь, по дарственной записи передал ее семье Капнистов.

В графской фамилии установилось особо благоговейное почитание своей родовой святыни. Издавна существовал обычай молящемуся перед образом чистить ризу на иконе, протирая ее ватой или полотенцем. Особенно чудотворная икона помогала девушкам, прибегавшим к ней с мольбой, устроить свое семейное счастье.

Однажды дочь графа Мария подвернула ногу. Вроде бы незначительная травма неожиданно для всех вызвала серьёзное прогрессирующее заболевание суставов, превратив цветущую девушку практически в инвалида. Многочисленные процедуры и лечение у известных докторов не помогали, состояние девушки всё более ухудшалось. И вот 21 февраля 1881 года родители решили вывезти Марию в Москву, куда прибыл знаменитый европейский врач Шарко.

Перед дорогой по семейному обычаю девушка помолилась перед образом Божией Матери и решила протереть ризу на иконе. Плача и молясь перед образом, с трудом протирая ризу обессиленными руками, девушка неожиданно почувствовала, как живительные силы вливаются в её руки и ноги, дотоле практически лишённые чувствительности. Через некоторое время Мария предстала перед изумлёнными домочадцами совершенно здоровой.

Собравшийся в Москве консилиум врачей, которые ранее лечили девушку, подтвердил чудесное исцеление. С тех пор чудеса от Козельщанской иконы Пресвятой Богородицы стали фиксироваться в специальной книге. Для расследования чудотворений из Полтавы в село Козельщино была направлена специальная комиссия, на глазах которой перед святым образом исцелился больной мальчик. В графском саду для чудотворной иконы была сооружена часовня, позже - храм и монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

В 1929 году обитель была закрыта. Перед закрытием монастыря, на образе Божией Матери, находившемся на святых вратах обители, на лике начали выступать кровавые слёзы. Советские власти, чтобы не распространялись слухи о чуде, принуждали игумению Олимпиаду подписать бумагу о том, что с иконы выступает краска, а не кровь. Игумения, а также письмоводительница - монахиня Феофания и раба Божия Анна отказались скрыть чудо, за что и были отправлены в Полтавскую тюрьму. В 1937 году игумения 0лимпиада была зверски замучена в той же тюрьме.

В 1941 году во время немецкой оккупации Рождество-Богородичный монастырь был открыт, но просуществовал до 1949 года. Новое возрождение монастыря началось в 1990 году, а в феврале 1993 года чудотворная икона вернулась в обитель - несколько десятилетий икону укрывали в одной из киевских квартир бывшие монахини обители.

Празднование образу совершается 21 февраля / 5 марта.

 

 
< Пред.   След. >
 
   
Advertisement
Rating All.BY