Кафедральный собор Петра и Павла г. Гомель, пр. Ленина, 4 Петропавловский собор - один из самых величественных православных храмов Белоруссии построен в 1809 - 1824 гг. по проекту итальянского архитектора Джона Кларка. Собор стоит на высоком месте, ограниченном с востока Сожем, с севера — глубоким оврагом. Главным фасадом собор обращен в сторону города.
Собор, как и дворец Румянцевых и Паскевичей, возвышается над низменной поймой реки и виден на большом расстоянии. В пространственном построении здание представляет собой образец крестово-купольной архитектуры. Высота собора около 25 метров. В плане - это вытянутый четырехконечный крест с развитым трансептом, коротким средним нефом и небольшими ризницами по обе стороны алтарной части. Среднекрестие венчается величественным куполом на высоком световом барабане, который в интерьере опирается на четыре столба. Четыре шестиколонных портика и множество полуколонн дорического ордера придают фасадам здания большую пластику и вместе с тем суровую простоту. В четком членении объемов, в равновесии и соразмерности масс, в строгости и благородной простоте архитектурного оформления фасадов собора сказались характерные черты классического зодчества начала XIX в.  Фундатором храма явился граф Николай Петрович Румянцев. В сооружении собора заказчик хотел видеть напоминание о лучших образцах классической архитектуры - Казанского собора в Петербурге, церкви Святой Женевьевы в Париже, собора Святого Павла в Лондоне. Н. П. Румянцев лично участвовал в строительстве и особенно в вопросах убранства Петропавловской церкви. Главный иконостас храма был украшен колоннами дорического стиля и иконами, пожертвованными самим Румянцевым. Н. П. Румянцев пожертвовал также для своего детища много церковной утвари. Величайшей Святыней храма была частица мощей Святителя Николая, а также частицы мощей Святых, завещанные основателем церкви. 9/22 мая 1824 года в день ангела храмоздателя Н. П. Румянцева, в праздник Святителя и Чудотворца Николая "боголепно украшена и снабжена священными сосудами и облачением, прочею нужною утварью", церковь во имя Святых апостолов Петра и Павла была освящена Иоанном Иоанновичем Григоровичем - протоиереем церкви собственного Его императорского величества Николаевского дворца.  С 1872 г. храм получил статус городского, а с 1907 - кафедрального собора. Недалеко от него была возведена фамильная часовня-усыпальница Паскевичей. В 1929 г. храм был закрыт местными властями, а с 1932 г. в нём были размещены экспонаты местного краеведческого музея. Собор претерпел значительные изменения: была разрушена колокольня, сорваны кресты, сброшены колокола, разграблена богатая церковная утварь, иконы. Вместе со святыми мощами были уничтожены и настенные фрески, росписи. В 1935 году в соборе разместили отдел исторического музея, а в 1939 году - антирелигиозный отдел, который находился в нем вплоть до Великой Отечественной войны. После вывоза и эвакуации музея собор пустовал недолго. Во время немецкой оккупации стараниями верующих и архимандрита Серафима, ныне прославленного в лике святых, собор был открыт, выполняя свое назначение - Дома молитвы ко Господу. Была построена небольшая колокольня, в 1949-1951 годах был произведен капитальный ремонт, отмыты и обновлены сохранившиеся росписи. Собор являлся действующим до 1960 г. В 1962 г. здание было приспособлено под планетарий, который был закрыт в 1985 году. В 1989 г. после реставрационных работ храм был возвращён верующим. 7 января 1990 г. на Рождество совершена первая Божественная Литургия. В августе 1990 года на Гомельскую кафедру в кафедральный Свято-Петро-Павловский собор назначен епископ Аристарх. В 1991 и 2001 годах собор посетили Святейший Патриарх Алексий II и митрополит Минский и Слуцкий Филарет. Весной 1992 года была восстановлена колокольня. В 1996 году построен и освящен крестильный храм во имя св. Иоанна Предтечи. Центральный престол собора освящен во имя Святых апостолов Петра и Павла, в правом приделе собора - престол Казанской иконы Божией Матери, в нижнем храме собора - престол Святой равноапостольной Марии Магдалины. В соборе находятся мощи новой белорусской святой – схиромонахини Манефы (Скопичевой). В соборе, в специально созданном для нее киоте, находится любимая икона матушки Манефы, икона Божией Матери "Взыскание погибших", которая сопровождала матушку Манефу всю ее жизнь. |