п»ї
Advertisement
 
Advertisement
 
 

 <<   Август 2017   >>

ПВСЧПСВ
 

  1

  2

  3

  4

  5

  6

  7

  8

  9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

 
VLSI Resources
Новогрудская епархия - Храмы

Жировичи. Свято-Успенский собор

д. Жировичи, Слонимский р-он, Свято-Успенский мужской монастырь

Свято-Успенский собор

Свято-Успенский собор - главный храм Жировичского Свято-Успенского мужского монастыря. По замыслу архитекторов алтарь нового храма разместился в точности над местом, где произошло чудесное явление Жировичской иконы Божией Матери.

При входе в коридор, ведущий в собор и семинарию, с левой стороны устроен спуск к колодцу, который находится в специально устроенной нише под алтарной частью храма. Этот колодец хранит исток родника, бившего из-под корней груши, на которой была обретена икона. Здесь же находился корень этого дерева.

Свято-Успенский собор строился в 1629 – 1671 гг. Фундатором строительства выступил владелец Жирович Иван Мелешко, кастелян смоленский, а деньги на внутреннюю отделку собора пожертвовал канцлер Лев Сапега. Это величественный и большой храм. Его высота - около 40 м., длина - 55 м. Он сочетает в себе барокко и классицизма, а также черты византийской (базиличной) церковной архитектуры.

Фасад Свято-Успенского собора

Не всегда собор выглядел так, как сегодня. Исследователи полагают, что собор мог иметь трехглавое завершение и центрическую планировку, что роднит его с современными по времени строительства православными Богоявленским собором в Могилеве и Благовещенским собором в Супрасле. Очевидно, не был полностью реализован первоначальный план: остались, например, неоконченными две башни на главном фасаде. Как свидетельствуют источники, собор был поврежден войсками Богдана Хмельницкого в 1655 г.; потом ремонтировался и перестраивался. В 1821 г. была начата реконструкция собора, при этом башни были разобраны, внешняя отделка выполнена в стиле позднего классицизма. Окончательно работы над собором были завершены при ремонте 1867 г.

Собор также был поврежден во время военных действий в первую мировую войну. Интересным фактом является и то, что за годы второй мировой войны ни одно из строений монастыря не пострадало от бомбежек и обстрелов. Старожилы рассказывали, что перед входом в собор долгое время можно было видеть огромную воронку от бомбы, но в куполе собора не было ни одной пробоины.

Интерьер Свято-Успенского собора

Под зданием собора находились большие подвалы, где в XVII - XVIII вв. размещалась братская усыпальница; здесь же были похоронены многие знатные люди своего времени. В первой половине XIX в. эта усыпальница была замурована, а умерших монахов стали хоронить на братском кладбище.

Собор освящен в честь праздника Успения Пресвятой Богородицы. Он имеет два боковых придела: в честь Покрова Пресвятой Богородицы и Рождества Иоанна Крестителя. Несмотря на перестройки и изменения внешнего облика, внутри Свято - Успенский собор сохранил свое барочное архитектурное убранство.

Исследователи полагают, что в первоначальном виде собор мог иметь трехглавое завершение и центрическую планировку, что роднит его с современными по времени строительства православными Богоявленским собором в Могилеве и Благовещенским собором в Супрасле. Первоначально храм имел только центральный иконостас, который хорошо сохранился до нашего времени. В 1779 г. для росписи этого иконостаса, а также иконостаса Явленской церкви был приглашен мастер Григорий Медведский. На иконостасе привлекают внимание иконы апостолов, центральный образ «Спас Вседержитель» в серебряном окладе. Боковые иконостасы по времени относятся к ремонту храма в 60-х гг. XIX в., равно как и серебряные ризы на образах.

Интерьер Свято-Успенского собора

На стенах храма сохранились росписи разного времени. Так в плафоне (под куполом) можно видеть изображения четырёх евангелистов, относящиеся к XVIII в. Росписи на столбах и стенах, выполнены в послевоенное время, изображают наиболее чтимых святых, в том числе белорусских, а также великие церковные праздники. Много росписей было сделано в 1959 г. местным художником-самоучкой Владимиром Ковальчуком. Это было время гонений на религию, и мастер, подвергаясь риску, проникал в храм ночью и творил там тайно, при свечах.

В соборе имеются иконы с частицами мощей святителя Николая Мирликийского Чудотворца, преподробной Евфросинии Полоцкой, преподобных старцев Оптинских, блаженной Матроны Московской. В алтаре находятся иконы с частицами мощей святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна и новомученика святителя Иоанна Рижского, которые выносятся на поклонение в дни их памяти. В пределе Пресвятой Богородицы находится икона новомученика Серафима (Шахмутя). Справа от царских ворот находится Крест, в которых помещены частицы мощей святых угодников Божиих. Среди них частицы мощей Иоанна Кормянского, праведной Софии Слуцкой, преподобных Феодора Санаксарского и Варлаама Чикойского.

 
< Пред.   След. >
 
   
Advertisement
Rating All.BY