п»ї
Advertisement
 
Advertisement
 
 

 <<   Декабрь 2017   >>

ПВСЧПСВ
 

  1

  2

  3

  4

  5

  6

  7

  8

  9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

VLSI ESL

Жировичи. Храм в честь Воздвижения Креста Господня

Жировичский Свято-Успенский монастырь

Крестовоздвиженский храм  <p class="sign">Фото А. Дыбовского (http://globus.tut.by/)

Храм была возведен как униатский храм-кальвария в 1769 г. Он расположен на самой высокой точке Свято-Успенского монастыря. Церковь символизирует гору страданий Спасителя – Голгофу. Сразу от дверей храма начинается лестница из 28 ступеней – аналог той, по которой Иисус Христос поднимался на суд к римскому прокуратору Понтию Пилату.

Внутри каждой из ступенек раньше хранились ковчежцы с мощами святых великомучеников. Входящий в храм должен был на коленях подниматься по лестнице, чтобы хоть отчасти ощутить жертву Спасителя. Во второй половине XIX века ковчежцы с мощами святых были помещены в Животворящий Крест и перенесены в главный храм монастыря – Свято-Успенский собор.

Лестница <p class="sign">Фото А. Дыбовского (http://globus.tut.by/)

Этот храм абсолютно уникален. Являясь прекрасным образцом архитектуры позднего барокко с элементами классицизма, в своем внутреннем устройстве он имеет только один аналог во всем мире. Это, так называемая, Санта Скала - Святая Лестница. По преданию, одно из зданий в Латеране, в Риме, имеет внутри ту самую лестницу, которая находилась в преторианском дворце Пилата. По ней взошел Спаситель, чтобы предстать перед судом римского прокуратора. В более позднее время лестница была перевезена из Иерусалима в Рим. Сегодня она ведет в капеллу Святого Лаврентия. На стене, замыкающей лестницу, находится фреска, изображающая сцену Распятия.

В 1777 г. в Жировичской Кальварии монахом Шалашевичем была выполнена похожая роспись, создававшая эффект глубины интерьера небольшой по внутреннему объему церкви. Боковые стены храма также были украшены росписями, изображавшими ангелов, сцены Евангельской истории. (Фрески исчезли, очевидно, в советское время, в период, когда храм не находился в ведении монастыря. Существуют фотографии начала прошлого столетия, где видны фрески.)

Иконостас <p class="sign">Фото А. Дыбовского (http://globus.tut.by/)

Главный фасад церкви изящен по рисунку и очень динамичен в своем построении. В композиции фасада видна строгая симметрия. Дверной проем, окно, ниша, оконце барабана (все в единственном числе) расположены на одной, центральной, оси. Прием этот усиливает впечатление устремленности вверх всего сооружения. Две высокие стройные башни с куполками, поставленные одна за другой, как бы фиксируют в пространстве главный и задний фасады храма, создают оригинальный силуэт постройки. Боковые фасады более статичны, что достигается расстановкой пилястр более широким шагом и формой окон, приближающейся к квадрату.

В 1919 г., после вхождения Жирович в состав Польши, Крестовоздвиженский храм был отобран у монастыря польскими властями и превращен в приходской костел. В таком качестве он использовался до начала Второй мировой войны. Был возвращен монастырю в 1945 г. В 2004 году был произведен ремонт интерьера храма, реставрирован и установлен одноярусный иконостас.

В летний период в храме совершаются ранняя Божественная литургия и молебны с акафистом Иисусу Сладчайшему.

 
< Пред.   След. >
 
   
Advertisement