п»ї
Advertisement
 
Advertisement
 
 

 <<   Апрель 2017   >>

ПВСЧПСВ
 

  1

  2

  3

  4

  5

  6

  7

  8

  9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

VLSI Resources
Православные святыни Рима

До тех пор пока стоит Святой город Рим, Он святых моленьями Мир наш сохранит.


Рим был основан в 753 году до Рождества Христова. Когда-то этот город являлся столицей Великой Римской Империи, простирающей свои владения на огромную территорию. «Все дороги ведут в Рим» — так гласит латинское выражение.
После пришествия на землю Спасителя и Его Воскресения, в этот огромный языческий центр устремились святые апостолы с проповедью о воскресшем Христе. По улицам Рима прошли стопочки первоверховных апостолов Петра и Павла. Не случайно жители Рима называют камушки, которыми вымощены улицы, святыми камушками: «santi pietrini». Святые апостолы Петр и Павел проповедовали в Риме, а затем претерпели здесь мученическую кончину. Вслед за ними проливали кровь за Христа на Римском Колизее многочисленные мученики и мученицы.
Став христианским, Рим дал миру много святых, которые проповедовали веру Христову по всему свету. Среди них преподобный Иоанн Кассиан Римлянин, устраивавший монастыри в Галлии (Франция), и преподобный Макарий Римлянин, потрудившийся на ниве Христовой в Великом Новгороде, и еще много других святых преподобных и праведников.
В Риме собрано много святынь, привезенных из Крестовых походов на Константинополь и Святую Землю.
Рим насчитывает огромное количество церквей, среди которых церкви открытые для посещения и закрытые под реставрацию, несколько катакомб, растянувшихся не на один десяток километров. Рим по праву может называться святым городом.

Собор Святого Апостола Петра в Ватикане

Собор Святого Апостола Петра в Ватикане

В центре Рима стоит огромная базилика святого Петра. Площадь, носящая имя святого Петра, ключника Рая, имеет форму замочной скважины. На паперти собора по двум сторонам стоят статуи двух первоверховных апостолов Петра с ключами и Павла со свитком. Если языческий Рим был основан на братоубийстве, то христианский — двумя братьями во Христе. Там, где начинаются портики этой базилики, начинается новое государство - Ватикан - оплот католического христианства и резиденция его главы - папы Римского. Территория этого государства насчитывает огромное количество душ: католики всего мира. Собор стоит на месте погребения святого апостола Петра.
Священномученик Климент I (99), епископ римский, после снятия святого Петра с креста взял тело апостола и с почестью похоронил его. В 90 году над местом упокоения апостола был устроен надгробный памятник. В 324 году император Константин над этим надгробием начал строительство базилики, посвященной святому первоверховному апостолу Петру. В течение многих веков базилика перестраивалась, пока не приобрела современный величественный вид - Собор святого апостола Петра превосходит своим богатым убранством все существующие храмы в мире.
В самой середине собора возвышается главный престол. Под этим престолом в крипте почивают мощи святого апостола Петра. Вокруг него неугасимо горят 44 лампады. Рядом с ракой святого Петра почивают святые папы, которые наследовали кафедру и стали епископами Рима, среди них святой Лин, апостол от 70-ти, папа Римский (67-79), папы Римские Анаклет (76-88), Еварист (97-105), Телесфор (125-36), священномученик Сикст II (257—58) и некоторые другие.
В центральной апсиде изображены учители церкви: два восточных — святитель Иоанн Златоуст и святитель Афанасий Великий и два западных — святитель Амвросий и святитель Августин.

Вдоль левой стороны собора расположились восемь приделов:

Первый придел носит название придела Крещения. В середине стоит богатая порфирьевская купельь, предназначенная для крещения детей. Когда-то в ней хранился пепел императора Адриана (117-138). Все три мозаики изображают крещение: Крещение Господне, крещение  Столом Петром темничных стражей Прокесса и Мартиниана, крещение апостолом Петром Корнилия сотника. В капелле сохраняются частички Креста Господня и колонна из храма Соломона.
Второй придел назван в честь Введения Божией Матери во Храм, что и изображает мозаика на стене. Здесь погребен папа Пий X (1903— 1914).
Третий придел называется приделом Хора, потому что именно здесь совершаются воскресные праздничные богослужения. В престоле этого придела стоит рака, где почивают мощи Святителя Иоанна Златоустого (ок. 347-407).
Четвертый придел является приделом святого папы Римского Григория Двоеслова (590— 604). В престоле почивают мощи святого папы Григория Двоеслова.
Пятый придел - в память распятия апостола Петра, что изображает мозаичная картина на стене. Сохраняются реликвии папы Льва IX (1049-54).
Шестой придел — во имя праведного Иосифа, Обручника Девы Марии. Внутри престола стоит черная мраморная рака, где почивают моши святых апостолов Симона Зилота и Иуды Фаддея.
Седьмой придел во имя апостола Фомы. Мозаичная картина изображает момент вложения перста Фомы в раны Воскресшего Господа. В алтаре находятся мощи папы Вонифатия IV (608—615).
Восьмой придел в честь чудотворной иконы Божией Матери «на столпе». Эта икона сохранилась со времен прежней базилики святого Петра и находилась там над одной из колонн, отчего и произошло ее теперешнее название. В алтаре погребены папы Лев II (682-683), Лев III (795-816), Лев IV (847-855).

Вдоль западной стороны собора, напротив главного входа, располагаются три придела.

Первый придел посвящен святителю Льву Великому (San Leone Magno), папе Римскому. Внутри престола стоит мраморная рака, в которой почивают мощи святителя Льва Великого (440—461) — защитника православного учения о двух естествах в Господе нашем Иисусе Христе.
Второй придел, напротив главного престола, носит имя Кафедры апостола Петра. Здесь сохраняется древний трон. По одной из версий, трон был привезен королем Карлом для своей коронации в 875 году, а затем подарен папе римскому. По другой версии, кафедра принадлежала сенатору Пуду, в доме которого жил святой апостол Петр в Риме.
Третий придел во имя святой преподобной Петрониллы девы, ученицы апостола Петра. Внутри престола стоит гробница, где почивают ее святые мощи, привезенные сюда из катакомб святой Домитиллы в VIII веке. Святая дева является местночтимой святой города Рима.

Вдоль правой стороны собора располагаются девять приделов. Описание их мы начнем от западной стены собора.

Первый придел во имя святого Архангела Михаила, с настенным мозаичным изображением поражения сатаны святым Архистратигом Михаилом.
Второй придел во имя святого мученика Еразма с изображением страданий сего мученика на мозаичной картине. Святой почитается западной католической церковью. В этом же приделе мы увидим современные мозаичные изображения святых равноапостольных княгини Ольги и князя Владимира, крестителя Руси.
Третий придел во имя мучеников Прокесса и Мартиниана, которых крестил святой Петр в Мамертинской темнице. Мозаичная картина изображает их страдания. Внутри престола стоит порфирьевая рака, где почивают мощи этих святых мучеников.
Четвертый придел во имя святого Вячеслава, князя Чешсского, с мозаичной картиной, изображающей этого святого. В этом же приделе находятся современные мозаичные изображения святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей Словенских.
Пятый придел Григория XII (1572-1585), папы римскоко. На стене находится чудотворная икона Божией Матери «Скоропослушница». Внутри престола почивают мощи святителя Григория Богослова Назианзина, патриарха Константинопольго (329-389).
Шестой придел Святых Тайн с двумя престолами: один во имя Святых Тайн, с изображением святой Троицы на стене, а другой в честь Франциска Ассизского — многочтимого святого католической церкви.
Седьмой придел во имя святого мученика Севастиана с мозаичной картиной, изображающей его мученическую кончину. Мощи сего святого находятся в Риме в церкви его имени. В этом приделе покоится тело папы Иннокентия IX (1676-89), почитаемого католической церковью.
 Восьмой придел Распятия Господня с двумя престолами: один в честь Распятия Господня и с мозаичной иконой святителя Николая Чудотворца - копией иконы святителя, находящейся в Бари, где почивают его святые мощи; другой престол во имя Иосифа Обручника с изображением сего святого. В четырех углах данного придела устроены высокие шкафы, где хранится множество святых реликвий.
Девятый придел носит название Пьеты. Он получил свое название от мраморной статуи, выполненной Микеланджело: Божия Матерь с усопшим Спасителем на коленях.

Главный купол собора поддерживается четырьмя столбами. На этих столбах имеются изображения четырех Евангелистов: Луки, Матфея, Марка и Иоанна. В каждом из этих столбов устроено по два придела.

В первом столбе (с изображением святого апостола Матффея) один придел во имя святых апостолов Петра и Иоанна с мозаичной картиной, изображающей исцеление святые Петром хромого, сидящего у Иерусалимского храма (Деян. 3, 1-10); другой придел во имя святых апостолов Петра и Павла с настенной картиной, изображающей падение Симона-волхва.
Во втором столбе (с изображением святого апостола Марка) один придел во имя святых апостолов Петра и Андрея с мозаичной картиной, изображающей поражение Петром Анании и Сапфиры (Деян. 5, 1-10); другой придел в честь Преображения Господня с иконой этого праздника.
В третьем столбе (с изображением святого апостола Луки) один придел во имя блаженного Иеронима Стридонского с картиной, изображающей последнее причащение сего святого; другой придел во имя святителя Василия Великого с картиной, изображающей совершение литургии Василием Великим в Праздник Богоявления Господня в 372 году в присутствии императора Валента. В алтаре придела покоится тело украинского митрополита Иосифа (1580-1623), перенесенного сюда после Второй мировой войны в знак объединения церквей.
В четвертом столбе (с изображением святого апостола Иоанна Богослова) один придел «Кораблика» святого апостола Петра с изображением Петра, утопающего в море и протягивающего руки ко Господу; другой придел в память воскрешения Тавифы святым апостолом Петром с картиной, изображающей это событие (Деян. 9, 36-41).


С правой стороны находится бронзовая статуя святого апостола Петра. Верующие прикладываются к ступне первоверховного апостола.

С левой стороны, напротив столба с изображением святого апостола Марка,  древняя чудотворная икона Божией Матери «Исцеление от лихорадки», прославленная многочисленными исцелениями. Здесь хранится белая мраморная колонна, к которой прислонялся Спаситель в Иерусалимском храме.

В средокрестии базилики устроены ниши с четырьмя реальными статуями.

Первая — святой Лонгин, римский воин, проткнувший бок Спасителя и уверовавший в Сына Божия. Здесь хранится наконечник копья, которым Лонгин прободил ребро Спасителя. Наконечник был подарен султаном Баиазет II папе Иннокентию VIII в 1492 году.
Статуя святой равноапостольной царицы Елены, она привезла в Рим Крест Господень, который обрела на Голгофе. Здесь сохраняется часть Честного Животворящего Креста Господня.
Статуя святой Вероники, которая отерла лик Спасите ля своим платком. Копия плата Вероники с Нерукотворным Образом Спасителя выносится на поклонение верующим в Страстную седмицу. Сам плат сохраняется в Манопелло в церкви Нерукотворного Образа.
Статуя святого апостола Андрея Первозванного, с 1460 года здесь сохранялась глава святого апостола, а в 1964 году честная глава была возвращена в Патрос.

Под собором находятся огромные подземелья, именуемые Священными гротами. Вход в гроты устроен около статуи святого Лонгина-сотника, стоящей у столба с изображением святого Марка. Основой возникновения их послужили ватиканские катакомбы, где погребались мученики за Христа. В этих гротах погребены почти все римские папы первых веков. Гроты разделяются на Древние, которые занимают место под древней базиликой Петра, и Новые, расположившиеся под главным куполом, поддерживаемым четырьмя столбами. В гротах устроено несколько приделов: один из них придел исповедания святого апостола Петра, где престол находится над частью гробницы с мощами первоверховного апостола.

Церковь священномученика Климента, папы

Церковь священномученика Климента является одной из самых необычных базилик Рима. Под церковью, сооруженной в начале XII века, сохранились развалины древней базилики, построенной в начале V века. На месте, где ныне стоит церковь, находился дом, в котором и проживал святой папа Климент.

Надстроенная новая церковь интересна своими богатыми мозаиками. Над алтарем изображен Иисус Христос в окружении льва, тельца, орла и ангела - символами четырех Евангелистов: Марка, Луки, Иоанна и Матфея. В нижней части изображены святые апостолы Петр и Павел, священномученик Климент и архидиакон Лаврентий, а еще ниже мы видим пророков Исаию и Иеремию. В полукуполе мозаика с распятием Господа нашего Иисуса Христа, Божией Матерью и Иоанном Богословом. Распятия окружают лики святых и двенадцать голубей - символ 12-ти апостолов. Изображение двух оленей, пьющих из реки, символизируют иудеев и язычников, которые уверовали во Христа.

В главном престоле стоит рака, в которой почивают мощи священномученика Климента и сохраняется честная десница священномученика Игнатия Богоносца.
В капелле святым братьям-славянам Кириллу и Мефодию, расположенной с правой стороны, почивают мощи святого равноапостольного Кирилла.

Церковь святого Андрея Первозванного

В церковной ризнице Coхраняется честной перст святого апостола Андрея Первозванного. Там же сохраняются мощи святых мучеников Фруттуозо, Левкия  и Клавдия (память 7 июня).
В приделе распятия сохраняются мощи святого Антонина (память 7 июня).

 

 
< Пред.   След. >
 
   
Advertisement
Rating All.BY