п»ї
Advertisement
 
Advertisement
 
 

 <<   Май 2017   >>

ПВСЧПСВ

  1

  2

  3

  4

  5

  6

  7

  8

  9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

 
VC Funding Resources

Архитектурный  комплекс  Жировичского монастыря

Жировичский  монастырь

Жировичский монастырь имеет такое же значение для Беларуси, как Троице-Сергиева лавра для России, Киево-Печерская лавра для Украины и Ченстоховский монастырь для Польши. Он является духовной визитной карточкой Беларуси, нравственным средоточием жизни белорусского народа, т.к. здесь пребывает величайшая святыня Беларуси – Жировичская икона Божией Матери. С момента явления иконы в 1470 г. более пяти столетий в монастырь приезжают паломники, желающие поклониться этой чудотворной иконе. Благодаря непрекращающейся волне паломников уже в XVI в. Жировичи превращаются в крупный религиозный и просветительный центр [7].

Без преувеличения можно сказать, что в истории Беларуси Жировичский монастырь имеет огромное значение. Расположенный в Западной Беларуси, этот монастырь стал свидетелем конфессиональных перемен на ее территории. В каждом храме Жировичского монастыря, как в зеркале, отразилась история Беларуси в разные периоды, что нашло отражение и в архитектуре.

Панорама Жировичского монастыря

Архитектурный комплекс монастыря включает: Свято-Успенский собор и пристроенную к нему Свято-Никольскую церковь, Явленскую (Богоявленскую), Крестовоздвиженскую и Георгиевскую церкви, колокольню, здания старой и новой (1956 г.) семинарии с академией, жилой корпус, множество хозяйственных построек, а также трапезную, гостиницу для паломников и другие здания.

Ансамбль монастыря имеет нерегулярную планировку, объемную композицию и выразительный силуэт. Ядро ансамбля – Свято-Успенский собор, соединенный крытыми переходами со зданием семинарии и академии (на севере) и с жилым корпусом (на юге), на первом этаже которого сделан арочный проезд. Здание семинарии и академии формирует парадный двор перед апсидой собора. Около восточного крыла семинарии и академии – большой прямоугольный хозяйственный двор, окруженный одноэтажными корпусами. На юго-востоке от собора находится Явленская церковь. В восточной части монастыря на самой высоком месте построена Крестовоздвиженская церковь – вертикальная доминанта ансамбля. Георгиевская церковь находится на северной окраине поселка Жировичи, на кладбище. Хоть она и входит в монастырский комплекс, но планировочно с ним не связана [4, с. 309-310].

Комплекс храмов монастыря включает два типа сооружений: купольную базилику собора и бесстолпные зальные церкви, что характерно для архитектуры базилианских монастырей второй половины XVII–XVIII вв. [10, с. 438]. Каждый из этих храмов рассмотрим отдельно.

Свято-Успенский собор
Свято-Успенский собор (апсидная часть)

Свято-Успенский собор возглавляет архитектурный комплекс монастыря и является главным храмом, давшим название всей обители. Это первый каменный храм, построенный на смену сгоревшей деревянной церкви и освященный в честь Успения Пресвятой Богородицы. Крупномасштабный белокаменный массив собора с монастырским корпусом живописно рисуется на фоне зеленых лесистых холмов и заречной дали.

Собор виден за много километров от Жирович благодаря своим синим куполам. Это наиболее интересная, силуэтная часть храма (пролет около 10 м) с высоким световым барабаном. Впечатляет богатая пластика главного фасада – это дорическая ордерная система, представленная двумя спаренными колоннами в средней части, по одной в углах, и пилястрами на остальных поверхностях стен. Также фасад отмечен декоративной балюстрадой (аттиком)  и имеет фронтонное завершение. Декор совмещает в себе классические элементы и мотивы византийской архитектуры (портал). Однако первоначальный план строительства главного фасада был не реализован: остались неоконченными две башни.

Главный фасад Свято-Успенского собора

Свято-Успенский собор строился в эпоху расцвета барокко в 1629 – 1671 гг. стараниями игумена Петра Мимонского. Массивный однокупольный собор удивляет своим величием и размерами: высота около 40 м и длина более 55 м [6, с. 164]. Исследователи полагают, что в первоначальном виде собор мог иметь трехглавое завершение и центрическую планировку, что роднит его с современными по времени строительства православными Богоявленским собором в Могилеве и Благовещенским собором в Супрасле.

Под алтарной частью собора находились большие подвалы, где в XVII– XVIII вв. размещалась братская каплица-усыпальница, здесь же были похоронены многие знатные люди своего времени, в т.ч. полоцкий униатский архиепископ Иосафат Кунцевич. В 1-й половине XIX в. эта усыпальница была замурована, а умерших монахов стали хоронить на братском кладбище. В настоящее время здесь находится колодец с целебным родником [14, 9].

В 1821 г. была начата реконструкция собора, при этом башни были разобраны, внешняя отделка выполнена в стиле позднего классицизма, в интерьере храма стояли 15 резных архитектурных алтарей с 40 иконами. Помимо главного алтаря было много и боковых алтарей, поставленных по католическому обычаю, для служения заказных месс. Окончательно работы над собором были завершены при ремонте 1867 г. [11, с. 43].

Современный Свято-Успенский собор – памятник архитектуры стилей барокко, рококо и классицизма. Это каменная 3-х нефная крестово-купольная базилика с полукруглой апсидой ступенчатого контура.

Интерьер Свято-Успенского собора

Внутреннее устройство. Интерьер собора отличается парадностью, которая достигается не только размерами внутреннего пространства, пластикой архитектурной декорации, живописью, но и хорошей освещенностью. Несмотря на перестройки и изменения внешнего облика, внутри собор сохранил барочную архитектуру. Своды и центральный овальный купол при помощи парусов опираются на шесть массивных столбов. Под куполом (в плафоне) можно увидеть изображения четырёх евангелистов, относящиеся к XVIII в. Росписи на столбах и стенах, выполненные в послевоенное время, изображают наиболее чтимых святых, в том числе и белорусских, а также большие церковные праздники. Пол выложен мраморными плитами (1300 штук). В северо-восточной части храма на 3-х пролетной аркаде размещены широкие хоры, переплет которых декорирован дорическим фризом. Пройти на хоры можно по лестнице в толще стены главного фасада [1, с. 25].

Главный декоративный элемент интерьера – 3-х ярусный деревянный иконостас XVII в., выполненный в стиле барокко. Конструкцию иконостаса складывают колоннады коринфского ордера с антаблементами и фигурными фронтонами. В 1779 г. для росписи этого иконостаса, а также иконостаса Явленской церкви был приглашен мастер Григорий Медведский.  Привлекают внимание иконы апостолов, центральный образ «Спас Вседержитель» в серебряном окладе [13].

Интерьер Свято-Успенского собора

Собор имеет два боковых придела (дополнительных алтаря  для богослужений): в честь Рождества Иоанна Крестителя (северный неф) и Покрова Пресвятой Богородицы (южный неф). Нефы отделены высокими аркадами и цилиндричными перекрытиями на распалубках. Иконостас придела Иоанна Крестителя состоит из местного ряда с резными Царскими вратами, иконами 2-й половины XIX в. На своде купола капеллы сохранился уникальный лепной декор XVII в. С севера к приделу пристроен сводчатый коридор, связывающий собор с корпусом семинарии. Архитектура южного нефа (Покровский придел) отличается от северного коробовым сводом капеллы и декоративной лепниной. В иконостасе 2-й половины XIX в. местный ряд образуют иконы петербургской академической школы [11, с. 50].

В Свято-Успенском соборе находится самая главная святыня – чудотворный образ Жировичской Богоматери в особом киоте в иконостасе слева от царских врат (в зимний период - в Никольской церкви).  Это – самая маленькая в мире из почитаемых икон Богородицы. Она представляет собой овал размером с детскую ладонь (5,6 х 4,4 см) из яшмы, светло-серого цвета. На нем изображен барельеф Пречистой Богоматери от головы до бедра, на правой руке держащей младенца Иисуса Христа. Ясно различимые трещины на образе напоминают о пожаре, в котором побывала святыня.

С правой стороны к Свято-Успенскому собору примыкала зимняя церковь Василия Великого, которую можно считать теплым пределом главного собора. Святой Василий Великий считался небесным покровителем ордена базилиан. После ликвидации унии этот храм был заново отремонтирован и освящен в честь святителя Николая.

Свято-Никольская церковь
Свято-Никольская церковь. Внутренний вид

Свято-Никольская (зимняя) церковь имеет общий вход со Свято-Успенским собором. Это каменная церковь с оригинальным мозаичным полом, что создает впечатление пещерного первохристианского храма. Церковь имеет характерную структуру трапезной, прямоугольная в плане (20*7 м), невысокая, с красивым полуциркульным сводом без арок, но с арочным проемами (люнетами).

В 1847 г. был устроен иконостас, вписанный под арку свода (максимальная высота 3,8 м); резьба и позолота по полименту выполнялись в Петербурге, иконы («Архидиакон Стефан», «Спас», «Богоматерь», «Святой Николай», «Тайная вечеря», «Святая Екатерина», четыре образа евангелистов) писались в Академии художеств.

В 1854 г. церковь была расписана: своды и стены покрыты масляной сюжетной и орнаментально-декоративной разрисовкой, украшены лепным декором растительно-геометрического орнамента; опорные конструкции – фресковыми декоративными рамами (филенками) в стиле рококо. В алтаре на горнем месте находился образ Троицы (100*70 см) [6, 11].

В 1937 г. храм был капитально отремонтирован, внутри побелен и покрашен.  Среди образов богатым содержанием и отточенной живописной манерой выделяется «Святой Николай с житием» петербургского академического письма XIX в., подаренный в 1990-е гг. священником из Санкт-Петербурга [14].

Явленская церковь
Фасад Явленской церкви

В самом сердце монастыря, между Свято-Успенским собором и кельями, находится Явленская (или Богоявленская) церковь. Первоначально церковь была деревянной и поставлена на месте второго обретения Жировичской иконы Божией Матери. Церковь была освящена в честь Рождества Божией Матери. Сменившая ее каменная церковь была построена в 1672 г. и в настоящее время является самым старым сохранившимся зданием монастыря. В 1769 г. храм был первый раз перестроен униатами: удлинился спереди, построен новый фасад (украшен полуколоннами и фигурным фронтоном в стиле зрелого барокко), достроен притвор и хоры. Таким образом, храм приобрел красивое завершение фасада (барочный аттик). Зальный интерьер с плоской алтарной стеной был перекрыт столью [11, с. 57-58].

В 1828 г. церковь стала именоваться Явленской. В начале 70-х гг. XIX в. храм претерпел еще одно архитектурное изменение – был перестроен уже в псевдорусском стиле: над серединой крыши появилась луковичная глава.

Явленская церковь имеет необычный облик – это памятник архитектуры позднего барокко, относящийся к типу безбашенных однозальных храмов. В плане образует прямоугольник размером 8*20 м. Главный фасад – щит, который выходит за пределы основного объема [2, с. 34]. Впечатление вертикальной направленности создается полуколоннами, фигурным фронтоном с боковыми спиралевидными завитками с кружком в центре (валютами). В верхней части фасада смальтой выложен мозаичный образ Явления Божией Матери.

Интерьер Явленской церкви  [12]

Богатой пластике главного фасада противопоставлены аскетичные боковые поверхности стен. Усиливает силуэтное построение церкви декоративный граненый барабан под куполом, выполненный из дерева и врезанный в стропила крыши [3, с. 125]. Примечательно, что ни фасад, ни купола не подходят под архитектуру храма.

Внутренний объем церкви небольшой. В ее центральную часть ведет крутая, но недлинная лестница. Почти половину пространства церкви  занимает алтарная часть, в которой находится камень явления Богородицы,  освященный в качестве Святого престола. Новый резной иконостас установлен в 2000 г.  Образа написаны местными иконописцами. Особенностью церкви можно назвать то, что до сих пор в ней нет электрического освещения. Хоры размещены в западной части, ограничены вогнуто-выпуклым парапетом, точечными пилястрами и профилями [5, с. 165]. Под полом церкви находится небольшая усыпальница, где в 1881 г. был похоронен проживавший в Жировичах Минский архиепископ Михаил (Голубович), ближайший соратник митрополита Иосифа (Семашко) в деле воссоединения униатов.

Большое стечение народа бывает здесь ежегодно 20 мая, в день празднования явления Жировичской иконы Богоматери, когда крестный ход направляется к дверям Явленского храма для совершения молебна с акафистом  [15].

Крестовоздвиженская церковь
Фасад Крестовоздвиженской церкви

Крестовоздвиженская церковь была построена на самой высокой точке  монастыря. Фундатором была пинская ловчая Элеонора Головщина, которая в 1716 г. пожертвовала восемь тысяч злотых для строительства в Жировичах храма Страстей Христовых, где бы совершались по ней панихиды. Его строительство было закончено к 1769 г. После 1839 г. церковь была перемеинована в Крестовоздвиженскую. Она была задумана как Кальвария, символизирующая гору страданий Спасителя – Голгофу (лат. calvaria – «череп» в значении: «голгофа», «лобное место»). Такие церкви хорошо известны в Польше и в Вильнюсе [11, 10].

Крестовоздвиженская церковь абсолютно уникальна. Это безапсидное сооружение, имеющее прямоугольную планировку (около 12*25 м), является прекрасным образцом архитектуры рококо с элементами классицизма. Главный северно-западный фасад изящен по рисунку и выражен стройностью 3-х ярусной композиции. В композиции фасада видна строгая симметрия. Плавный переход ярусов обеспечивается боковыми валютами. Третий ярус – 4-х-гранная башенка с фигурной барочной головкой. Похожая башенка возвышается над алтарной частью [6, с. 165-166]. Дверной проем, окно, ниша, оконце барабана (все в единственном числе) расположены на  центральной оси. Прием этот усиливает впечатление устремленности вверх всего сооружения. Две высокие стройные башни с куполками, поставленные одна за другой, как бы фиксируют в пространстве главный и задний фасады храма, создают оригинальный силуэт постройки. Боковые фасады более статичны, что достигается расстановкой пилястр более широким шагом и формой окон, приближающейся к квадрату [2, с. 27].

В церкви находится лестница, которая имеет только один аналог в мире. Это Sancta Scala (Святая Лестница), которая находится в Латеранской базилике Св. Иоанна в Риме [8, с. 29]. По преданию, она находилась во дворце Пилата, по ней спускался Иисус Христос после суда у римского прокуратора. Позднее лестница была перевезена из Иерусалима в Рим. Сегодня она ведет в базилику Св. Иоанна Крестителя. На стене, замыкающей лестницу, находится фреска, изображающая сцену Распятия.

Современный интерьер Крестовоздвиженской церкви [12]

В Крестовоздвиженской церкви такая же лестница начиналась от дверей храма. Она занимала половину внутреннего пространства и выводила на алтарную площадку, торцевая стена которой была искусно расписана перспективной живописью. Благодаря принятому архитектурному решению и перспективному рисунку достиг­нут иллюзорный эффект необычайной глубины храма. Большие окна хорошо освещали внутреннее пространство, наполняли его светом и позволяли посетителю уже от входа в деталях рассмотреть роспись интерьера. Эта роспись, выполненная в 1777 г.  монахом Шалашевичем, создавала эффект глубины интерьера небольшой по внутреннему объему церкви. Боковые стены храма также были украшены росписями, изображавшими ангелов, сцены Евангельской истории.

По обычаю, паломники поднимались по двадцати восьми ступеням Святой Лестницы на коленях, сопровождая свой путь особыми молитвами. Когда-то в каждую из ступеней был помещен ковчежец с мощами святых. Во второй 2-й половине XIX в. они были вынуты из ступеней и помещены в крест, находящийся в Успенском соборе монастыря справа от Царских врат [16].

В 1919 г., после вхождения Жирович в состав Польши, Крестовоздвиженский храм был отобран у монастыря польскими властями и превращен в приходской костел. В таком качестве он использовался до начала  Второй мировой войны. Был возвращен монастырю только в 1945 г. В 2004 г. был произведен ремонт интерьера храма, отреставрирован и установлен одноярусный иконостас [3, с. 127].

Георгиевская церковь
Деревянная Георгиевская церковь на кладбище

Пятый храм Жирович – это деревянная Георгиевская (Юрьевская) церковь XVIII в., построенная в виде прямоугольного сруба. Церковь находится на старом кладбище, на северо-западной окраине Жирович, на так называемой «Юрьевой Горке». Местность здесь очень живописна, с горы открывается прекрасный вид на монастырь. 

С возникновением кладбища и строительством храма связаны события 1710 г. После окончания польско-шведской войны, в местности, опустошенной войной, начался упадок и болезни. Особенно жестоким стало моровое поветрие 1710 г., полностью опустошившее Жировичи и монастырь. Из всей братии в живых остался только иеромонах Николай Окуневич. В одиночку он похоронил более 600 человек, умерших от эпидемии. Некоторое время спустя на новом кладбище усердием настоятеля Георгия Шаталловича и была построена деревянная церковь Св. Георгия Победоносца [3, с. 128].

Церковь представляет собой простейший тип храма с пятигранным апсидным прирубом. Храм накрыт двухскатной крышей, у западного фасада имеющей небольшой барабан с куполом. Этот декоративный элемент выделяет главный фасад постройки. Над главным фасадом – фигурная барочная башенка. Стены вертикально оштукатурены. Апсида выделена небольшим выступом, широко раскрывается в залу. Декоративный акцент интерьера – иконостас с накладной резьбой [4, с. 309].

Простое плановое и объемное решение, скромный набор декоративных деталей церкви приближает ее архитектуру к деревянному народному жилищу. Церковь является памятником народного зодчества с чертами барокко [2, 6]. В этой церкви под полом находится прах известного писателя, протоиерея Планида Янковского (1810-1872). Рядом с храмом на кладбище – могила Жировичского старца иеромонаха Иеронима (Коваля) [17].

В день святого великомученика Георгия, 6 мая (по новому стилю), после литургии, совершаемой в Успенском соборе, братия монастыря, учащиеся духовных школ и многочисленные паломники крестным ходом направляются в Георгиевский храм, в котором совершается водосвятный молебен [9, с. 12].

Монастырские постройки
Монастырская  колокольня

Напротив Успенского собора расположена часовня. В своем построении она двухчастная: нижняя — собственно часовня, верхняя — звонница под куполом [Рис. 2.16]. Очевидно, время строительства часовни или ее реконструкции относится к первой половине XIX в. Архитектура часовни близка архитектуре собора и выполнена в формах классицизма [12].

Перед Свято-Успенским собором расположена колокольня – памятник классицизма первой половины XIX в. Колокольня построена в 1828 г. из кирпича. Это квадратная в плане 2-х ярусная постройка, связанная с собором единой удлиненной планировочной осью. Она формирует небольшую площадь. Завершается полусферическим куполом по аналогии с собором. Архитектура основана на классической ордерной системе: колонны, антаблементы, треугольные фронтоны, дорический фриз [6, с. 166].

С северо-восточной стороны Свято-Успенского собора находится здание семинарии и академии, построенное в 1710 г.  В 1870 г. здание было реконструировано литовским епархиальным архитектором Т. Савичем.

Монастырская  часовня

Это строение – памятник архитектуры в стиле барокко. П-образное 3-х этажное здание под мансардной крышей решено в монументальных формах, имеет симметрическое планировочное и объемно-просторное решение. Архитектурный декор небогатый: карниз и подкарнизная профилированная тяга, обрамление оконных проемов декоративными дугами (бровками). Мягкую пластику здания создают лопатки, сгруппированные в угловых частях, высокий цоколь, где лопатки переходят в контрфорсы. Планировка здания семинарии и академии – галерейная, коридоры и подвалы перекрыты крестовыми сводами [5, с. 84].

Жилой корпус примыкает к Свято-Успенскому собору с юго-западной стороны при помощи надворотного перехода. В плане имеет вытянутый 2-х этажный объем галерейной планировки. Перекрытия сводчатые: цилиндричные с распалубками в коридоре, крестовые в комнатах. Архитектура здания упрощенная: оконные проемы фасадов декорированы профилированными лиштвами и фронтончиками [4, с. 311].

С северо-западной стороны монастыря находится хозяйственный корпус, памятник архитектуры в стиле барокко XVIII в. Это одноэтажное П-образное строение. Утилитарное значение корпуса обусловило его упрощенное архитектурно-декоративное решение – фигурный торцовый фронтон, профилированный карниз с декоративными прямоугольными выступами (сухариками) [5, 6].

Таким образом, Жировичский Свято-Успенский мужской монастырь – это цельный архитектурный комплекс, где все связано между собой.

 

Подготовила Наталья Огорелышева,
сотрудник паломнического отдела

Литература

1. Архітэктура Беларусі:  Энцыкл. давед. / Беларус. Энцыкл.; Рэдкал.: А. А. Воінаў і інш. – Мінcк: БелЭн, 1993. – 620 с.: іл.
2. Архітэктура Беларусі: нарысы эвалюцыі ва ўсходнеславян. і еўрап. кантэксце. У 4 т. Т. 1. ІХ – ХІV стст. / А. І. Лакотка (і інш.); навук. рэд. А. І. Лакотка. – Мінск: Бел. навука, 2005. – 392 с.
3. Дорогами православной Беларуси / сост. С.Р. Бегиян. – Минск: Белорусская Православная Церковь, 2010. – 272 с.: ил.
4. Збор помнікаў гісторыі і культуры Беларусі. Гродзенская вобласць / АН БССР, Iн-т мастацтвазнаўства, этнаграфіі і фальклору; Рэд. кал.: С. В. Марцэлеў (гал. рэд.) і інш. – Мінск: БелСЭ, 1986. – 371 с.; іл.
5. Кулагін, А. Праваслаўныя храмы на Беларусі: Энцыкл. даведн. / Маст. I.I. Бокі. – Мінск: БелЭн, 2001. – 328 с.: іл.
6. Кулагін, А. Праваслаўныя храмы Беларусі: Энцыкл. даведн. / А.М. Кулагін. Маст. З.Э. Герасімовіч, У.П. Свентахоўскі. – Мінск: БелЭн, 2007. – 656 с.: іл.
7. Папоў, В. Жыровічская ікона. Гісторыя вядомай беларускай святыні. – Ступени – 2004. – №2 (14)
8. Рим. Флоренция. Венеция. Неаполь. 500 цветных фото. Планы 4 городов  / Firenze: Il Turizmo, 2006. – 191 с.
9. Свято-Успенский Жировичский ставропигиальный мужской монастырь / Свято-Успенский Жировичский ставропигиальный мужской монастырь, 2008. – 31 с.: ил.
10. Слюнькова, И. Н. / Монастыри восточной и западной традиции. Наследие архитектуры Беларуси. – Москва: Прогресс-Традиция, 2002. – 600 с.
11. Ярашэвіч А. А. / Жыровіцкі Свята-Успенскі манастыр. – Мінск: Беларусь, 2006. – 75 с.
12. http://globus.tut.by
13. http://minds.by/monastery/gide/dormition.html
14. http://minds.by/monastery/gide/nikolskiy_hram.html
15. http://minds.by/monastery/gide/yavlenskiy_hram.html
16. http://minds.by/monastery/gide/cross_exaltation_temple.html
17. http://minds.by/monastery/gide/georgievskiy_hram.html

 

 

 
< Пред.   След. >
 
   
Advertisement
Rating All.BY