п»ї
Advertisement
 
Advertisement
 
 

 <<   Июнь 2017   >>

ПВСЧПСВ
 

  1

  2

  3

  4

  5

  6

  7

  8

  9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

 
VLSI Resources

Небесная заступница земли белорусской

Памятник Евфросинии Полоцкой около БГУ

Чей образ первым приходит в голову, когда представляешь самый древний город Беларуси в излучине Полоты и Западной Двины? Конечно, юной княжны Предславы, дочери Святослава-Георгия, занимавшего в те годы полоцкий престол. Родилась Предслава где-то между 1102-1105 г.г. А одной грозовой летней ночью уже 12-летняя княжна со слезами на глазах умоляла свою тетку, игуменью монастыря, почтенную вдову князя Романа Всеславича, не отказать в своей просьбе.

И ростом, и характером, и красотой, и умом вышла Предслава, стали к ней свататься женихи. Однако юную княжну не влекли земные радости, всей светлой душой мудрая отроковица стремилась к небесному Жениху – Христу, желая в ангелоподобном девстве служить Ему одному всю свою жизнь. «Чадо мое! - скорбно восклицала игумения, - како могу се сотворити? Отец твой, уведав, со всяким гневом возложит вред на голову мою, и еще юна еси возрастом, не можеши понести тяготы мнишескаго жития, и како можеши оставити княжение и славу мира сего?».

Наставляемая от Святого Духа, юная Предслава отвечала так: «Госпоже и мати! Вся видимая мира сего красна суть и славив, но вскоре минует, яко сон! Как это будет, что отец мой мыслит сочетать меня мужу? Но если так случится, то никак невозможно будет мне избежать забот и печалей мира сего! Что успели все те люди, которые жили раньше нас; они женились, и выходили замуж, и княжили, но не вечно жили, жизнь их мимо пропекала, и сгинула их слава, будто прах или паутина, не оставив по себе на земле никаких следов. Зато женщины, которые взявши мужскую силу, пошли следом за своим женихом – Христом, посвятивши жизнь свою Ему, как Жениху, духовным мечом отсекли от себя плотские радости, отдав тело свое на пост и бдение, и на коленные поклонения, и земельные лежания, - те памятны на земле, их имена написаны на небесах, и они там со святыми Ангелами и человеками вечно ликуют, вознося непрестанное благодарение Спасителю Богу. Земная же слава – дым и прах; подобно пару расходится она по ветру и проходит без следа».

<span class="article">Спасо-Преображенский  храм </span>

Принять такое решение игуменья была не в состоянии. К разрешению спора подключили епископа Полоцкого Илию. Епископ имел большое влияние на князя и тот дал свое согласие. «Огласив ю иерей, остриже ю и нарече имя ей Евфросиния и облече ю в черные ризы...». Вот так в 1122 году христианский мир получил свою новую заступницу…

Поселилась она в одной придельной (боковой) комнатке полоцкого Софийского собора. Библиотека этого собора была одной из крупных «книгохранительниц» на Руси. Поэтому Евфросиния первым делом открыла школу для детей из народа, переписывала книги. Программа обучения была очень широкой: церковнославянский, латинский и греческий языки,  история родного края и всемирная, риторика...

Но однажды поняла Евфросиния, что Господь зовет ее к большему подвигу. Увидела она во сне, как «ангел повел ея в Сельцо» на окраине Полоцка и произнес: «Зде ти подобает быти!». В ту же ночь ангел явился и епископу Илии, сказав: «Веди ю, рабу Божию Евфросинию в церковь Святаго Спаса, нарекомое Сельце, - место то свято есть!». Епископ Илия при большом стечении народа благословил преподобную Ефросинию на строительство: «Се отдаваю Евфросинии место Святаго Спаса при вас, да по моем животе никто не посудит моего даяния...»

Но где же надлежало искать зодчего? 1120-е - 1130-е годы были временем, когда на Руси уже появились свои мастера: в архитектуре, в прикладном искусстве, скульптуре, живописи. Обученные византийцами, они разошлись по всем русским землям. Вот и в Полоцке один из таких специалистов по имени Иоанн был послушником Бельчицкого монастыря. По воле и промыслу Божию Спасо-Преображенский храм был построен всего за 30 недель! Причем, Евфросиния хотела успеть построить храм до Пасхи, но тут кончились кирпичи… И тогда она стала усердно молиться, и по милости Божией на следующее утро возле недостроенного храма  появились кирпичи!

Фрески <span class="article">Спасо-Преображенского  храма</span>

Спасский храм стал вершиной архитектурной мысли и жемчужиной древнего зодчества Полоцкой земли, повлиявший на все дальнейшее строительство древнерусских храмов. Он был первым в Восточной Европе, где  появилась важная деталь в архитектуре – кокошники. Внутренние стены храма покрыты легкими, будто воздушными, фресками. На одной из них, как предполагают, изображена сама Евфросиния. При этом храме святая около 1125 года основала древнейший на Руси монастырь. И первыми насельницами стали сестры Евфросинии – родная Гордислава и двоюродная Звенислава, которым после пострига дали имена Евдокия и Евпраксия. С этого времени в монастырь стали идти послушницы. Но не всех брала туда Евфросиния: видела, кому быть монахиней, а кому – встретить своего суженого. Внутри Спасо-Преображенского храма, на хорах, куда ведет узкая-узкая лестница, есть две маленькие крестообразные кельи. В одной из них сохранились (одни лучше, другие хуже) фрески, которые видела преподобная. Келии предназначались для самой настоятельницы обители и для ее сестры Евдокии. «Так начали они жить в монастыре в единомыслии, в молитвах к Богу; и были, словно единая душа в двух телах».

Современная Спасо-Преображенская (Спасо-Евфросиниевская) церковь выглядит, конечно, по-другому. Но чудом является то, что пронесшиеся над полоцкой землей многовековые бури вражеских нашествий не сокрушили сей святыни. Разрушались и отстраивались заново храмы монастыря, а она стояла. Церковь номинирована на включение в  Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Спасо-Евфросиниевская церковь входит в комплекс Спасо-Евфросиньевского женского монастыря, который включает: Крестовоздвиженскую церковь (1893-97 гг.) в русско-византийском стиле, «теплую», трапезную церковь 1847-1886 гг. и  ворота-звонницу (1882 г.).

<span class="article">Спасо-Евфросиньевский монастырь </span>

Евфросиния Полоцкая причастна и к сотворению шедевра старобелорусского ювелирного искусства. По ее заказу в 1161 году для Спасо-Преображенского храма золотарь Лазарь Богша сделал крест, который стал белорусской национальной святыней. Мельчайшими буковками мастер начертал свое имя: «Господи, помози рабу своему Лазорю, нареченному Богши, сделавшим крест сей церкви Святого Спаса Евфросинии». Крест был шестиконечной формы, длиной 51 см и шириной 14 см, нижняя часть – 21 см. Его украшало множество орнаментальных эмалей, изображений святых. В свое время крест являлся ковчегом для хранения христианских реликвий. В годы лихолетий святыня пропадала, но всегда находилась. А после Великой Отечественной войны судьба креста стала неизвестна… Может, люди забыли, что того, кто украдет или отдаст эту святыню, ждет страшная кара? «И пускай не выносят его из монастыря никогда, и не продают, не отдают. Когда ж не послушается кто и вынесет из монастыря, пусть не поможет ему святой крест ни в жизни этой, ни в будущей, пусть проклят будет он святой животворящей Троицей да святыми отцами»… В 1997 году была сделана копия креста мастером-ювелиром Николаем Кузьмичом. Копия теперь находится в монастыре и выносится для поклонения в Спасо-Преображенскую церковь каждое воскресенье.

Закончив строительство Спасо-Преображенского монастыря, Евфросиния начала строительство церкви Пресвятой Богородицы, при которой открыла мужской Богородицкий монастырь. Для этой обители византийский император, родственник Евфросинии Мануил Комнин передал в Полоцк образ Богородицы Одигитрии Эфесской. Этот образ считается чудотворным, он был написан апостолом Лукой еще при жизни Богородицы. «Видел же царь (константинопольский) любовь ее и послал в Эфес семь сот оружников своих, и принесли они икону святой Богородицы во Царьград. Патриарх же Лука собрал епископов и весь собор во Святую Софию и, благословив, дал икону слуге преподобной Ефросинии; тот же с радостию взял и принес госпоже своей Ефросинии». В настоящее время икона не утрачена: она находится в храме города Княжье Озеро Московской области, а список – в Крестовоздвиженском соборе монастыря.

Крест Евфросинии Полоцкой

В созданных монастырях Евфросиния организовала скриптории - мастерские по переписке книг, в которых существовала специализация: один мастер делал цветные инициалы и заголовки, второй - миниатюры, третий - переплеты. Евфросиния и сама писала религиозные и религиозно-познавательные произведения, которые продавала, а проданные деньги раздавала нищим. Так были напечатаны прекрасные памятники книжного искусства, например, Погодинское Евангелие ХI в. При скрипториях создавались иконописные мастерские, где, помимо икон, делали предметы церковного обихода, оклады для икон.

Осуществив все мечты и украсив белорусскую землю храмами, «аки цветами», Евфросиния Полоцкая приняла самое главное решение в своей жизни – совершить паломничество в Иерусалим… Ей было уже много лет, а путь в Палестину был нелегок. Но решение «дойти Святаго Града Иерусалима и поклонитися Гробу Господню и всем Святым Местам, видети и целовати и тамо живот скончати», было твердо. С собой в дальнюю дорогу она взяла двоюродную сестру Евпраксию и брата Давида. По пути преподобная решила посетить Константинополь, чтобы помолиться в Софийском соборе. Император встретил родственницу с радостью и дал ей своих воинов для сопровождения в Святой Град. Поклонившись святыням Константинополя, Евфросиния добралась до Иерусалима, где  трижды приложилась ко Гробу Господню. Желала блаженная быть и на Иордане, но уже не могла пойти туда по причине своего недуга.  Евфросиния пролежала на одре болезни 24 дня. Господь открыл ей день кончины ее. Призвав священника, она встала, трижды поклонилась и, приняв Пречистое Тело и Честную Кровь Христову, с молитвой и именем Господа на устах предала дух свой в руки Божии на семьдесят втором году своего земного жития. Это произошло 23 мая 1173 года.

Рака с мощами преподобной

Евфросиния была погребена в иерусалимском монастыре Святого Феодосия. Но ее мощи недолго оставались в Иерусалиме, ведь через 14 лет Иерусалим штурмовал султан Саладдин. Правда, он позволил за выкуп христианам покинуть город. Так, в 1187 г, вместе с другими реликвиями, православные монахи перевезли мощи Евфросинии с Ближнего Востока в Киев и перезахоронили в Киево-Печерской лавре.

Мощи святой после долгих скитаний торжественно перевезли в Полоцк 23 мая 1910 года. Перевозились они по Днепру при огромных стечениях народа, во время остановок парохода «Головачев» совершались торжественные богослужения. Из Орши в Витебск, а затем  в Полоцк верующие благоговейно несли святыню на руках. Рака с мощами преподобной отныне пребывает в Спасо-Преображенской церкви. Так Господь, испытав терпение полочан неким медлением, дал им святое удовлетворение «по желанию сердца их и весь совет их исполнил». Христианская церковь канонизировала Ефросинию Полоцкую как святую, причем сделали это и Рим, и Византия. Так и смертью своей княжна Ефросиния Полоцкая призвала людей к любви и единению. А в монастыре считают, что в Спасо-Преображенской церкви  сконцентрирована любовь святой к Богу и Беларуси. Жизнь в Спасо-Евфросиниевском монастыре учит, что любая человеческая жизнь — и в миру, и в монастыре — подвиг. Особенно если человек стремится проживать ее в согласии с собой и Богом.

Подготовила Наталья Огорелышева

 
< Пред.   След. >
 
   
Advertisement
Rating All.BY