п»ї
Advertisement
 
Advertisement
 
 

 <<   Ноябрь 2017   >>

ПВСЧПСВ
 

  1

  2

  3

  4

  5

  6

  7

  8

  9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

 
VLSI High Level Synthesis

Праведный Иоанн, пресвитер Кормянский


Праведный Иоанн Кормянский

Родился праведный батюшка Иоанн в семье священника Свято-Покровской церкви д. Стрешин Рогачевского уезда Гомельской губернии, тоже Иоанна, Гашкевича в ночь на 7 октября (ст.ст.) 1837 года. Был крещен с именем Иоанн – «благодать Божия» – в честь апостола любви Иоанна Богослова. Его будущее служение было предопределено Господом и открыто родителям еще до его рождения.

Однажды, когда мать будущего праведника, как обычно, молилась в храме на службе, к ней подошел юродивый, низко поклонился и произнес пророческие слова: «Хотел бы я у него (ребенка) взять благословение, но не доживу». С этого дня родители знали, что у них родится второй сын и тоже станет священником. С ранних лет (уже в 4 года) Иоанн вместе с братом помогал отцу в храме. Послушание, труд и молитва, а также предание себя в волю Божию и под Покров Царицы Небесной с отрочества стали главными чертами отца Иоанна.

По окончании церковноприходской школы он успешно учится в духовном училище, а затем поступает в Могилевскую Духовную семинарию. В 1859 году, по окончании семинарии, по Промыслу Божию его направляют законоучителем в церковноприходскую школу д. Огородня, где он знакомится с девицей Марией, дочерью покойного иерея Никольской церкви Филиппа Трусевича. В 1862 г. после праздника Крещения Господня они венчаются, а вскоре, 24 февраля, Преосвященнейший Евсевий (Орлинский), архиепископ Могилевский и Мстиславский рукополагает Иоанна Гашкевича во иереи и направляет служить в церковь Рождества Богородицы в д. Шерстин Рогачевского уезда. Молодой, 25-летний иерей Иоанн с матушкой Марией приехали на новое место в канун Великого поста, и это символически отразило их дальнейшую жизнь в молитвах и трудах, покаянии и посте. За 14 лет в д. Шерстин в семье Гашкевичей родилось четверо детей: трое сыновей – Михаил, Игнатий, Симеон (Михаил и Симеон стали священниками, Игнатий – псаломщиком) и дочь Татьяна (впоследствии – учительница церковноприходской школы).

В конце 1876 г. 39-летний иерей Иоанн подает прошение о переводе в Никольскую церковь. Прошение было удовлетворено, и семья возвратилась в Огородню, теперь уже насовсем. Храм, посвященный перенесению мощей святителя Николая, становится местом усиленного молитвенного подвига о. Иоанна. На этом месте служения в полной мере Господь раскрыл духовные способности Своего избранника. На новом приходе батюшка приложил много трудов по благоустройству храма и принадлежащих ему построек. Недвижимой собственности он никогда не имел до конца своих дней, а проживал в церковном домике рядом с церковью. Жена Мария в Огородне родила ему еще троих детей: дочь Анну и сыновей Платона и Иоанна (тоже стали священниками). После рождения младшего сына Иоанна (в 48 лет) отец Иоанн-старший исполнил свою мечту: посетил Киево-Печерскую Лавру и получил благословение от старцев на монашеский образ жизни, и уже до смерти не вкушал мясной пищи, предавался строгому посту в среду и пятницу, лишь после вечернего Богослужения вкушая просфору и немного воды. Ум свой батюшка всегда занимал Иисусовой молитвой, научая этому своих сыновей и духовных чад. На Богослужение к нему приходили люди из разных деревень, чтобы насладиться в храме явной благодатью, которая присутствовала там вместе с добрым пастырем.

Проповедуя слово Божие, отец Иоанн призывал всех к покаянию: «Скоро Господь изольет на нас чашу гнева Своего, если мы не покаемся, как ниневитяны. Грядущее поколение узрит в храмах мерзость запустения». Однажды он сказал, что за кровь помазанника Божия Россия прольет много крови, и это предсказание его сбылось. Многим батюшка помогал и словами совета, и молитвами, и делами, часто повторяя слова апостола Иакова: «Вера без дел мертва». Заповедь о любви к Богу и ближнему отец Иоанн исполнил всей своей жизнью. Это отмечали и прихожане храма, в котором он настоятельствовал на протяжении 36 лет, и духовное начальство. За годы своего служения отец Иоанн исполнял ответственные послушания: три года подряд был духовным следователем в Благочинии, 12 лет – членом Благочиннического совета; в 70 лет был возведен в сан протоиерея. Был награжден набедренником, скуфьей, камилавкой, золотым наперсным крестом, в 1906 году – орденом Святой Анны ІІІ степени, в 1912 году – орденом святого равноапостольного князя Владимира IV степени. В том же году отец Иоанн выходит за штат по возрасту (75 лет) и состоянию здоровья, уступив место священнослужения своему младшему сыну Иоанну. Земная жизнь святого праведного Иоанна Гашкевича, подвижника благочестия нашей земли, окончилась осенью 1917 г. Батюшка не дожил до октябрьской революции, но предсказал ее. Еще он предсказал будущее людей, обращавшихся к нему за советом, своих детей, судьбу Свято-Никольского прихода. Так, он говорил: «Умру – солнышко светить будет, день ясный. Век не ездил на машине, а по смерти покатают. Будут прыгать на мне, да гроб крепкий будет». И, действительно, в час кончины батюшки был ясный погожий день. Сыновья-священники Симеон, Иоанн, Михаил и Платон омыли дома тело старца и перенесли его в храм. Три дня прощались люди со своим пастырем. Свято-Никольская церковь не закрывалась ни днем, ни ночью. Священнослужители из ближних деревень прибыли на погребение собрата во Христе. Были совершены две Литургии, после них – панихиды. На третий день при стечении духовенства округи и множества народа был совершен чин погребения. Гроб с телом почившего батюшки Иоанна под звон колоколов и пение «Помощник и покровитель» обнесли вокруг храма и опустили в могилу, с правой стороны от алтаря. Так протоиерей Иоанн Гашкевич, достойно завершив свой земной путь, перешел в Царство Небесное. Но не оскудевает Божественная любовь, являя себя в угодниках Божиих и при жизни их, и после их кончины. Духовным детям своим отец Иоанн говорил, чтобы приходили они к нему на могилку, как к живому, со всеми радостями и скорбями.

Однажды при служении в храме батюшка увидел над Престолом большой крест. Это был ему знак того, что на этом месте будет стоять крест. Своему сыну Иоанну он сказал: «К тебе в храм придет Матерь Божия, после Ее посещения храм опустеет». И это произошло в 30-е годы ХХ века, через 20 лет после смерти батюшки. Многие помнят, как зашла в храм Женщина, одетая необычно для наших мест. Она подошла к Чаше без исповеди. Все стояли и смотрели, как завороженные, некоторые видели возле Женщины юношей в белых одеждах. Когда вышел священник с Чашей, Кровь в Чаше начала кипеть. Иерей испугался, а Женщина стала невидима. Священник вспомнил слова своего отца, забрал из храма антиминс, а вскоре храм закрыли, и отца Иоанна-младшего отправили в ссылку.

В середине 1930-х гг. Свято-Никольский храм был закрыт, а в 1956 г. сожжен – на глазах у местных жителей, которые ничем не смогли помочь своей святыне. На этом месте устроили футбольное поле и танцплощадку. Но люди не хотели оставаться без храма Божия и на свои средства построили молитвенный дом (по словам Анны Б., он находился при выезде из Огородни в направлении д. Красный Партизан) и просуществовал несколько десятилетий. Теперь на месте храма в честь перенесения мощей святителя Николая, в котором явилась Сама Пресвятая Богородица с Ангелами, установлен большой дубовый крест. С правой стороны от него, метрах в 5–6-ти за оградкой – место бывшего погребения о. Иоанна. Сюда приходят и приезжают люди, жаждущие духовного и телесного исцеления, и по вере своей, по молитвам ко святому батюшке Иоанну получают просимое.

Свято-Никольский храм д. Огородня – почти ровесник праведного Иоанна (Гашкевича) (построен в 1836 году) – был местом служения нескольких священников, но самый заметный след и в истории его, и в сердцах прихожан оставил праведный батюшка Иоанн Кормянский. Не только потому, что он прожил на этом приходе более всех других иереев (44 года, из которых 36 – был настоятелем), но и по своим духовным качествам, по ревностному исполнению пастырских обязанностей, по милосердию и любви к людям. И за это Всемилостивый Господь наградил его – простого сельского многодетного священника – даром прозорливости, чудотворений и исцелений, как при жизни, так и после кончины. На протяжении более чем 80 лет помнят и любят православные жители Добрушской земли своего пастыря.

Дополнительно см. korma.hram.by.

 

 
< Пред.   След. >
 
   
Advertisement